Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева

Главная
  • Главная
  • Одно окно
    • Государственная символика
    • График дежурства руководства
    • График приема граждан
    • Административные процедуры
    • Образцы заявлений
    • Основные нормативные правовые акты по вопросам осуществления административных процедур
    • Вышестоящие организации
    • Телефонный справочник
    • Контакты
    • Ообработка-персональных-данных
    • Карта образовательной сети Первомайского района г. Витебска
    • Электронное обращение
  • О школе
    • Цели и задачи
    • Виртуальная экскурсия
    • Музейная комната
    • Условия приема в УО
    • Руководство УО
    • Педагогический коллектив
    • Социально-педагогическая и психологическая служба
    • История, традиции, достижения учреждения образования
    • Визитка
    • КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
    • Библиотека
    • Фото-видео галереи
    • Медпункт
    • Что о нас пишут в СМИ
    • Документы на право осуществления образовательной деятельности
    • Наша школа
  • Учащимся
    • Спортивные секции и кружки
    • Шестой школьный день
    • Рекомендации психолога
    • Профориентация
    • Дистанционное обучение
    • Электронные учебники
    • Расписание
    • ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА внутреннего распорядка для учащихся учреждений общего среднего образования
    • Здоровый образ жизни
    • Трудоустройство несовершеннолетних
  • Родителям
    • Страничка дефектолога
    • Перечень улиц микрорайона
    • Рекомендации психолога
    • Организация питания
    • Попечительский совет
    • Платные услуги
    • Профориентация
    • КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОТ 1 МАРТА 2021 г
    • Чем может обернуться участие в несанкционированных массовых мероприятиях
    • Уголовный кодекс Республики Беларусь
    • О нормах законодательства при трудоустройстве несовершеннолетних
    • О введении новых норм в законодательство в части предоставления инвалидам дополнительных социальных гарантий
    • Ответственность несовершеннолетних
    • Школьная форма 2025-2026
    • Государственная поддержка семей
    • Многодетным семьям
  • Учительская
    • Зеленые школы
    • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
    • Классному руководителю
    • Учителю-предметнику
    • Методическая копилка
    • Советы психолога
    • Профсоюз
    • Борьба с коррупцией
    • Виртуальный методический кабинет
  • Воспитательная работа
    • Безопасность
    • РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ
    • 2025- ГОД БЛАГОУСТРОЙСТВА
    • Память и боль белорусской земли
    • Интерактивная платформа патриотического воспитания Патриот.by
    • Спортивные секции и кружки
    • Как стать приемными родителями
    • ШАГ (Школа Активного Гражданина)
    • Фотовыставка "Школа - территория здоровья"
    • ПрофМаршрут
    • Диалоги о главном
    • Поезд памяти
    • Военно-патриотическое воспитание
    • БРСМ
    • ОО "Белорусская республиканская пионерская организация"
    • СТОП Буллинг
    • Сад надежды
    • Уважение забота ответственность
    • Я. Моя семья. Моя Родина
  • Родительский университет
    • Фотогалерея
Главная » Учительская » Классному руководителю

Классному руководителю

Информация для педагогов «Воспитание толерантного отношения к детям с ОПФР»

 

Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю.

 

Антуан де Сент-Экзюпери

  Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. Мы - педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.

Проблема.  Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

  А так же проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОПФР. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».

  • В связи с этим, следует помнить о педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные вза­имоотношения не только между учи­телем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая на­полняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуж­дения и формированию эмоцио­нальной культуры детей. Хочется на­помнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, про­явление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

Толерантное отношение сверстников к детям с ОПФР.

      В современном образовательном пространстве интеграция признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с ОПФР, но и здоровых детей. Интеграция дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ОПФР. Эта неготовность имеет не только материально-техническую основу, но психологическую, морально – этическую.

   При этом следует отметить, что подготовке педагогов, психологов, социальных педагогов в настоящее время уделяется достаточно большое внимание – семинары, методические объединения, многочисленные публикации, мировые сообществе и т.д.. Подготовительная работа ведется и с особыми детьми и их родителями, тогда как здоровые дети оказались невовлеченными в подготовительный процесс, что порождает целый комплекс проблем и трудностей.

  Отсюда вытекает одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и психическом развитии.

Сниженная способность учащихся данной категории к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.

В условиях интеграции необходимо формировать у родителей, нормально развиваю­щихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

Рекомендуется для здоровых детей провести беседу, игру, помогающую им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи­ли его играть, общаться.

 Аккуратный внешний вид «особого» ребенка, его чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детей, желание с ним взаимодействовать, поэтому педагогу рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятным, носить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом. Данное требование достигается систематичес­ким руководством со стороны педагога и единой системой требований в школе и семье.

Учащиеся с особенностями в развитии испытывают потреб­ность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.

В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.

Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следую­щие формы, методы и приемы:

  1. Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность). Так, для воспитанников с синдромом Дауна характерна аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность.
  2. Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положи­тельно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка
    («посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).
  3. Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятель­ной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи;
    ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).
  4. Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной не­достаточностью. Рекомендуется рассказывать детям биографию амери­канского актера Криса Берка с синдромом Дауна, который за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в его честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпуска­ет музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна – это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».
  5. Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).
  6. Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей.

Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей с особенностями

возможно организовать с включением элементов тренинга. Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:

1. Просветительский блок:

а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое интегрированное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества интеграции детей с ОПФР, возможные трудности и проблемы;

б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о белорусском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;

2. Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:

а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к детям с особенностями и в общем к  людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;

б) развитие толерантности, формирование позиции принятия другого.

   Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты.

    Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач:

  • осознание собственной уникальности и уникальности других;
  •  развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;
  • овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.

Кроме того, психологом, педагогом социальным ведется работа с педагогами и с родителями. 

1) индивидуальное консультирование учителей, учащихся и их законных представителей;
2)  родительский университет «Социальная адаптация детей с ОПФР»;
3) выступления на родительских собраниях;
4)  семинары для классных руководителей («Взаимодействие с учащимся ОПФР», «Особенности воспитания», подготовка памяток для классных руководителей учащихся с ОПФР и пр.);
5)  выступление на часах информирования.

Преимущества совместного общения детей с ОПФР и здоровых детей.

  Как для детей с ОПФР, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

медицинского характера:

- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей  друг с другом);

- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

Рекомендации для здоровых детей

  • Необходимо осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне.
  •     Он не понимает, почему он другой.
  • Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей.
  • Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи­ли его играть, общаться.

Рекомендации для родителей

 нормально развиваю­щихся сверстников

  • Сформировать адекватные установки в отношении особого ребенка.
  • Смотреть на него как на человека с определенным потенциалом.
  • Принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

     А на современном этапе перехода к интегрированному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической  среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.

Детей сравнивают с цветами.

Ребёнок с особенностями  тоже цветок.

Цветок полыни. Горький, но такой необходимый для здоровья.

Окружающих.

10  способов  повышения  уровня  мотивации

 с  использованием  АО

 

          Независимо  от  того, насколько  сильна  у  нас  внутренняя  мотивация, бывают  моменты, когда  она  ослабевает. Некоторые  способы  ее  оживления  и  причины, по которым  эти  способы  могут  оказаться  действенными.

          1.Вознаградите  себя. Это  повысит  ваше  настроение, станет  подтверждением  ваших  достижений  и  вызовет  желание  продолжать.

         2 .Остановитесь  и  сделайте  легкую  разминку.  Для  эффективной  работы  вашему  мозгу  требуется  много  насыщенной  кислородом  крови.  Если  вы  просто  встанете  со  стула, это  повысит  снабжение  мозга  кислородом  на  20 процентов. Физические  упражнения  помогут  вам  расслабиться  и  снять  волнение. Вполне  возможно, что  во  время  разминки  вы   найдете  решение  проблемы.

        3. Сделайте  перерыв. Если  вы  не  слишком  увлечены  делом, то, по  мнению  многих  людей, перерыв  каждые  20-30 минут  освежит  ум, не  отвлекая  от  выполняемой  работы. Смена  обстановки  помогает  взглянуть  на  проблему  с  другой  стороны.

        4. Проверьте, сформировали  ли вы  общую  картину. Ваш  мозг  постоянно  пытается  установить  связи, и  поэтому  предварительное  формирование  общей  картины  даст  ему  время  на  осознание  смысла  поступившей  информации  и  «сбора»  всех  известных  сведений  о  данном  объекте.

        5. Найдите  другой  способ  разбивки  изучаемого  материала  на  час-ти  меньшего  объема.  Мозгу  легче  справляться  со  сложными  задачами  в  том  случае, когда  они  разбиты  на  отдельные  элементы.

        6. Попытайтесь  получить  информацию  другим  способом.  Например, если  вы  долгое  время  воспринимаете  информацию  на  слух, попробуйте  переключиться  на  визуальное  восприятие. Таким  образом, вы  подключите  к  проблеме  другую  часть  своего  мозга. Большую  помощь  может  оказать  и  визуализация  успеха  в  решении  данной  задачи.

        7. Отметьте  свои  достижения. Оценка  своих  достижений  поможет  вам  продолжить  занятия. В  данном  случае  это  составление  списка  этих  успехов.

        8. Найдите, над  чем  можно  посмеяться. Доказано, что  при  смехе  в  мозге  вырабатываются  эндорфины, которые  вызывают  релаксацию.

        9. Обратитесь  за  помощью  к  другу  или  члену  семьи.  Одна  голова  хорошо, а две  лучше!

      10. Остановитесь  и  вспомните, как  вы  поступили  в  прошлый  раз, испытывая  те  же  ощущения. Составьте  список  вариантов  действия, которые  вы  использовали  в  подобной  ситуации  раньше. Мозг  любит  закономерности,  и  такой  подход  позволит  ему  сформировать  новые  связи.

поделиться в:
Меню раздела
  • Одно окно
    • Государственная символика
    • График дежурства руководства
    • График приема граждан
    • Административные процедуры
    • Образцы заявлений
    • Основные нормативные правовые акты по вопросам осуществления административных процедур
    • Вышестоящие организации
    • Телефонный справочник
    • Контакты
    • Ообработка-персональных-данных
    • Карта образовательной сети Первомайского района г. Витебска
    • Электронное обращение
  • О школе
    • Цели и задачи
    • Виртуальная экскурсия
    • Музейная комната
    • Условия приема в УО
    • Руководство УО
    • Педагогический коллектив
    • Социально-педагогическая и психологическая служба
    • История, традиции, достижения учреждения образования
    • Визитка
    • КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
    • Библиотека
      • График работы библиотеки
      • Календарь знаменательных дат
      • Электронная библиотека
      • Фотогалерея
      • Книжная презентация
    • Фото-видео галереи
    • Медпункт
    • Что о нас пишут в СМИ
    • Документы на право осуществления образовательной деятельности
    • Наша школа
  • Учащимся
    • Спортивные секции и кружки
    • Шестой школьный день
      • Отчеты по мероприятиям
      • Физкультурно- оздоровительная работа
    • Рекомендации психолога
    • Профориентация
      • МЕРОПРИЯТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ГРАЖДАН
    • Дистанционное обучение
    • Электронные учебники
    • Расписание
      • Учебные занятия
      • Факультативные занятия
    • ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА внутреннего распорядка для учащихся учреждений общего среднего образования
    • Здоровый образ жизни
      • Профилактика коронавирусной инфекции
      • Проект «Здоровые города и поселки»
      • ЗОЖ
    • Трудоустройство несовершеннолетних
  • Родителям
    • Страничка дефектолога
    • Перечень улиц микрорайона
    • Рекомендации психолога
    • Организация питания
    • Попечительский совет
      • Отчет
      • Нормативные документы
      • План работы
    • Платные услуги
    • Профориентация
    • КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОТ 1 МАРТА 2021 г
    • Чем может обернуться участие в несанкционированных массовых мероприятиях
    • Уголовный кодекс Республики Беларусь
    • О нормах законодательства при трудоустройстве несовершеннолетних
    • О введении новых норм в законодательство в части предоставления инвалидам дополнительных социальных гарантий
    • Ответственность несовершеннолетних
    • Школьная форма 2025-2026
    • Государственная поддержка семей
    • Многодетным семьям
  • Учительская
    • Зеленые школы
      • «Биоразнообразие»
      • «Энергосбережение»
      • «Водосбережение»
      • «Обращение с отходами»
      • «Качество атмосферного воздуха»
      • «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»
      • Новости
      • Районный конкурс рисунков "Разделяя, помогай!"
    • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
      • НИКО 2023
      • Электронные дневники и журналы
      • ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Классному руководителю
    • Учителю-предметнику
    • Методическая копилка
    • Советы психолога
    • Профсоюз
      • Новости профсоюза
      • Состав профкома
      • Вышестоящие органы
      • Общественные инспекторы
      • Санаторно-курортное лечение и оздоровление
    • Борьба с коррупцией
    • Виртуальный методический кабинет
  • Воспитательная работа
    • Безопасность
      • Профилактика суицидов в школе
      • Молодёжь против наркотиков
      • Профилактика насилия
      • Пожарная безопасность
      • Мошенники в интернете
      • Профилактика ПДД
      • МВД информирует
    • РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ
    • 2025- ГОД БЛАГОУСТРОЙСТВА
    • Память и боль белорусской земли
    • Интерактивная платформа патриотического воспитания Патриот.by
      • Календарь Победы
      • Календарь памяти
      • Спикеры
    • Спортивные секции и кружки
    • Как стать приемными родителями
    • ШАГ (Школа Активного Гражданина)
      • Виртуальный альбом «Родина моя Беларусь в лицах"
    • Фотовыставка "Школа - территория здоровья"
      • Создание здоровьесберегающей среды
      • Укрепление здоровья
      • Пропаганда здорового образа жизни
      • Профилактика вредных привычек и негативного влияния факторов риска на здоровье
    • ПрофМаршрут
    • Диалоги о главном
      • Рождественский фестиваль
    • Поезд памяти
    • Военно-патриотическое воспитание
      • Знаменная группа
      • Руководителю ВПА
      • Профориентация военно-патриотической направленности
    • БРСМ
    • ОО "Белорусская республиканская пионерская организация"
      • Общая информация
      • С нами круто!
      • Цели и задачи организации
      • Наши традиции
      • Календарь пионерских дат
      • Октябрята (7-10 лет)
      • Пионеры (10-14 лет)
      • Родителям о БРПО
      • Как вступить?
    • СТОП Буллинг
    • Сад надежды
    • Уважение забота ответственность
    • Я. Моя семья. Моя Родина
  • Родительский университет
    • Фотогалерея
Социальные сети
Twitter Facebook Google Plus Instagram RSS Feed Email
Популярные страницы
  • Контакты
  • Фото-видео галереи
210039 г. Витебск ул. П.Бровки 23а, телефон: (80212) 63-40-64
адрес электронной почты: sch42@pervroo-vitebsk.gov.by

Сайт включен в Государственный регистр информационных ресурсов.
свидетельство № 3141711188 от 08.02.2017



Политика в отношении обработки персональных данных
Политика в отношении обработки cookie

  • Карта сайта
© ГУО "Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева", ВЕБ-МАСТЕРСКАЯ.БЕЛ