При показе у обучаемого создается зрительное представление о строевом приеме или действии. Показ должен быть безупречным.
Приемы и действия, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых позитивное впечатление, вызывают желание выполнять их так, как было показано, и надолго сохраняются в памяти обучаемых.
Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Объяснение позволяет раскрыть такие стороны изучаемых строевых приемов или действий, которые не дают полного представления путем наблюдения. Объяснение должно быть кратким и доходчивым. Оно ориентирует обучаемых на то, что будет показано, или на то, от чего зависит правильность выполнения строевого приема или действия. В результате этого восприятие показанных приемов и действий становится более целеустремленным, обучаемые быстрее и яснее представляют, что от них требуется для успешного овладения изучаемыми приемами или действиями.
После ознакомления со строевым приемом или действием, процесс формирования навыка, как целостного действия включает три, тесно связанных между собой основных этапа.
Первый этап заключается в расчленении приема или действия (сложного) на части (элементарные действия) и в обучении выполнению каждого элементарного действия в отдельности.
Второй этап представляет собой последовательность объединения отдельных элементарных действий в группы, а затем в одно целое.
Третий этап сводится к выработке автоматизма действий, который приобретается постепенно благодаря многократным повторениям (тренировкам), подчиненным задаче быстрейшего и правильного выполнения приема или действия.
Тренировка в выполнении приема заключается в многократном его повторении до выработки обучаемыми прочных навыков. Тренировка проводится вначале в медленном темпе, а затем в обычном. Ошибки, допускаемые отдельными обучаемыми, исправляются попутно во время тренировки.
Тренировки в выполнении строевых приемов могут проводиться под команду, под барабан и самостоятельно.
Большое значение при строевом обучении имеет умение руководителя подавать команды. Команды должны подаваться громким властным голосом с произношением предварительной и исполнительной команд. Сила голоса соразмеряется с величиной строя и удалением от него.
Предварительная команда должна подаваться отчетливо и протяжно, чтобы ее смысл дошел до обучаемых и они поняли, каких действий от них требует руководитель.
Исполнительная команда подается после паузы отрывисто и энергично. Ее не следует затягивать, так как это приводит к ненужному перенапряжению обучаемых и нечеткости в их действиях.
Перед подачей команды руководитель занятия обязан принять положение «СМИРНО». Такое поведение руководителя воспитывает у обучаемых дисциплинированность и уважение к строю.
СТРОЕВЫЕ ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Основой правильного выполнения всех строевых приемов – является строевая стойка.
Ознакомление обучаемых с элементами строевой стойки руководитель занятия начинает с образцового показа. При этом обучаемые должны видеть показ руководителя занятия спереди и сбоку.
Затем руководитель занятия размыкает обучаемых, дает возможность каждому из них опробовать выполнение строевого приема, а сам проверяет их действия, указывая на допущенные ошибки.
Практическое изучение приема начинается с помощью подготовительных упражнений. Для этого руководитель занятия размыкает обучаемых в одношереножном строю вдоль линии прямоугольника так, чтобы носки обуви каждого обучаемого касались черты. Затем показывает первое подготовительное упражнение – развертывание носков ног по линии фронта на ширину ступни. После показа отводится 2-3 минуты на самостоятельное выполнение этого подготовительного упражнения со зрительным контролем за положением носков, а затем приступает к тренировке обучаемых, но без разрешения смотреть на носки.
Для выполнения этого подготовительного упражнения подается команда: «Носки свести, делай – РАЗ, носки развести, делай – ДВА»
и т.д.
Подавая команду, руководитель занятия следит за шириной разведения носков и попутно указывает на ошибки. Проделав упражнение несколько раз под общую команду, руководитель проверяет выполнение упражнения каждым обучаемым, после чего дает команду еще раз приступить к самостоятельной тренировке. Каждый обучаемый выполняет упражнение пять – семь раз и только после этого проверяет, не отклонились ли носки от линии. Во время самостоятельной тренировки руководитель занятия поочередно проверяет обучаемых и устраняет ошибки.
После самостоятельной тренировки руководитель занятия производит расчет обучаемых на первый и второй и командует: «Первые номера, налево, вторые, напра-ВО», «Первые номера проверяют, вторые выполняют, к попарной тренировке – ПРИСТУПИТЬ».
Руководитель занятия следит за попарной тренировкой, указывает на ошибки и помогает устранить их, периодически меняет тренирующихся и контролирующих.
После попарной тренировки руководитель занятия приступает к проверке выполнения приема на оценку.
Отработав первое подготовительное упражнение, руководитель показывает второе подготовительное упражнение – приподнимание груди с подачей всего корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием рук посередине бедра. Последовательность отработки этого упражнения та же, что и первого.
Чтобы грудь приподнять, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподнятой грудью. В момент приподнимания груди корпус несколько подается вперед с подбиранием живота и развертыванием плеч. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы рук полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на носках, а затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню.
Разучивание второго подготовительного упражнения начинается в разомкнутом одношереножном строю по команде: «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус подать вперед, делай – РАЗ, опуститься в первоначальное положение, делай – ДВА». И так упражнение выполняется до тех пор, пока каждый обучаемый не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения свободного состояния.
Для показа отличия этих положений необходимо использовать зеркало или расположить одну шеренгу против другой и по команде: «Первые номера, стоять вольно, вторые номера – грудь приподнять». Такая же команда повторяется для первых номеров, а вторые номера стоят в положении «вольно».
Проделав несколько раз это упражнение, обучаемые наглядно увидят отличие положения строевой стойки от положения «вольно».
При отработке второго подготовительного упражнения руководитель занятия обращает внимание на то, чтобы обучаемые держали головы высоко и прямо, не выставляли подбородки и смотрели прямо перед собой.
Для проверки правильного положения головы необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, посмотреть вниз перед собой. При правильном положении обучающий должен видеть на плацу точку в 2-3 шагах от себя, а если он видит носки своих ног, голова держится неправильно. При правильной строевой стойке грудь всегда находится несколько впереди подбородка.
Отработав подготовительные упражнения, руководитель занятия приступает к слитной тренировке всех элементов строевой стойки, для чего подает команду: «Становись», «Смирно» – или предварительные команды, например: «Два шага вперед (назад), шагом – МАРШ», «Обучаемый Петров, шаг вперед, шагом – МАРШ» и т. д.
Для проверки строевой стойки достаточно приказать обучаемым: «Приподняться на носках, делай – РАЗ».
Если строевая стойка была правильной, все обучаемые легко, без наклона вперед выполнят команду.
Можно проверить правильное положение строевой стойки и по команде: «Поднять носки ног, делай – РАЗ». Если кто-либо из обучаемых легко приподнял носки без отклонения назад, у него строевая стойка неправильная.
В конце занятий руководитель занятия должен дать оценку каждому обучаемому за выполнение строевой стойки, которая мотивирует к дальнейшим занятиям и одновременно способствует пониманию неточностей в выполнении отдельных команд или элементов.
Обучение поворотам на месте
Обучение поворотам на месте начинается после отработки строевой стойки, так как только на ее основе можно правильно освоить эти приемы.
Следует придерживаться последовательности отработки – поворот направо, налево и кругом, а затем повороты вполоборота направо и налево.
Для обучения поворотам на месте руководитель выстраивает обучаемых на линии прямоугольника в одну шеренгу с интервалами два шага. Затем несколько раз показывает поворот направо в нормальном темпе, после чего в замедленном темпе с попутным разъяснением порядка действий по предварительной и исполнительной команде. Поворот направо разучивается по разделениям на два счета.
Показав прием по разделениям, руководитель занятия командует: «Направо, по разделениям: делай – РАЗ, делай – ДВА».
По первому счету необходимо резко повернуться в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохраняя положение корпуса, при строевой стойке, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей ноги надо развернуть так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке.
При неправильном или нечетком выполнении счета «раз» подается команда: «Отставить».
По счету «делай – ДВА» кратчайшим путем приставить левую ногу, не сгибая ее в колене.
Разучив поворот направо по разделениям, руководитель занятия приступает к разучиванию его в целом. Для этого он подает команду: «Напра-ВО» – и сопровождает ее подсчетом вслух: «РАЗ, ДВА».
При выполнении поворота необходимо обратить внимание на то, чтобы он выполнялся не только при помощи ног, но и при помощи резкого движения корпуса в сторону поворота с соблюдением всех правил строевой стойки.
Закончив тренировку в выполнении поворота направо, руководитель занятия сначала показывает в целом, а затем по разделениям налево. Поворот налево также выполняется на два счета.
По команде: «Налево, по разделениям, делай – РАЗ» обучаемые должны повернуться на левом каблуке и на правом носке, перенести тяжесть тела на левую ногу, сохраняя правильное положение корпуса, не сгибая ног в коленях и не размахивая во время руками вокруг корпуса.
По счету «делай – ДВА» правую ногу кратчайшим путем приставить к левой так, чтобы носки были развернуты по линии фронта на ширину ступни.
После показа и пояснения выполнения поворота налево проводится тренировка в выполнении этого строевого приема.
Изучив поворот налево, руководитель занятия переходит к изучению поворота кругом. Он показывает прием в целом, а затем по разделениям на два счета. Далее руководитель занятия поясняет, что поворот кругом производится по команде: «Кру-ГОМ». Он выполняется так же, как поворот налево, с той лишь разницей, что разворот корпуса делается на 180 градусов (полный).
По команде: «Кругом, по разделениям, делай – РАЗ» надо освободить пятку правой и носок левой ноги и резко повернуться на левом каблуке и правом носке, не сгибая ног в коленях, перенести центр тяжести тела на каблук левой ноги, подавая корпус немного вперед. При повороте кругом так же не допускается размахивание руками вокруг корпуса.
По счету «делай – ДВА» резко приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.
Добившись правильного выполнения приема по разделениям, следует перейти к тренировке в целом выполнения поворота кругом.
При обучении повороту кругом руководитель занятия внимательно следит за тем, чтобы обучаемые не срывали преждевременно с места сзади стоящую ногу, а при повороте не допускали колебаний корпусом и размахивания руками.
Тренировки в поворотах направо, налево, кругом необходимо продолжать до полного усвоения.
При обучении поворотам на месте необходимо иметь в виду следующие ошибки:
некоторые обучаемые поворачивают корпус по предварительной команде, сгибая ноги в коленях, размахивают руками при повороте, наклоняют голову вниз, опускают грудь и выставляют живот, отклоняют корпус назад, поворот делают не на каблуке, а на всей ступне, при повороте кругом делают неполный разворот, ногу приставляют не кратчайшим путем и при этом качается корпус.
Обучение движению строевым шагом
Разучивание строевого шага, как наиболее сложного приема, исполнение которого требует от обучаемых особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног, целесообразно проводить по разделениям с помощью подготовительных упражнений.
Руководитель занятия, показав движение строевым шагом в целом и разъяснив обучаемым, где он применяется, показывает по разделениям первое подготовительное упражнение – движение рук, а затем подает команду: «Движение руками, делай – РАЗ, делай – ДВА».
По счету «делай – РАЗ» необходимо согнуть правую руку в локте, производя движение ею от плеча, около тела так, чтобы кисть руки поднялась выше пряжки пояса на ширину ладони и, находясь на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук при этом должны быть полусогнуты, а локоть правой руки слегка приподнят. По счету
«делай – ДВА» произвести движение левой руки вперед, правой, начиная от плеча, назад до отказа.
После каждого счета руководитель задерживает положение рук обучаемых и исправляет ошибки. Для прекращения неправильно выполняемого приема всеми обучаемыми подается команда «Отставить», а если недостатки допускают отдельные обучаемые, руководитель занятия выводит обучаемого из строя и работает с ним персонально.
После разучивания этого подготовительного упражнения по разделениям по командам руководителя продолжается обучение с одновременным обозначением шага на месте. В период тренировки особое внимание обращается на правильное движение и положение рук.
После усвоения правильного положения рук при движении руководитель занятия приступает к отработке второго подготовительного упражнения – движение строевым шагом по разделениям на четыре, на два и на один счет с темпом 60 шагов в минуту. Затем делается постепенный переход к нормальному темпу движения (110 – 120 шагов в минуту с размером шага 70 – 80 см).
Показав второе подготовительное упражнение по разделениям на четыре счета, руководитель размыкает обучаемых на четыре шага и, повернув обучаемых направо, командует: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом – МАРШ». После команды «Марш» считает: «РАЗ, два, три, четыре; РАЗ, два, три, четыре»
и т. д. Счет «раз» произносится громче.
По предварительной команде «Шагом» обучаемые подают корпус несколько вперед, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивость, по исполнительной команде «Марш» и по счету «раз» они начинают движение с левой ноги полным шагом, вынося ногу вперед с оттянутым носком (при этом ступня параллельна земле) на высоту 15 – 20 см от земли и ставят ее твердо на всю ступню, отделяя в то же время от земли правую ногу с подтягиванием ее на полшага вперед к пятке левой ноги. Одновременно с шагом обучаемые делают движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа (как было указано в первом подготовительном упражнении) и стоят на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая носком у земли, не касаясь ее. По счету «два, три, четыре» делают выдержку, устраняя в это время допущенные ошибки.
По следующему счету «раз» повторяется движение с правой ноги, а по счету «два, три, четыре» снова выдержка и т. д.
После отработки второго подготовительного упражнения на четыре счета руководитель занятия повторяет это же движение на два счета по команде: «Строевым шагом, по разделениям на два счета, шагом – МАРШ» и считает: «раз, два; раз, два» и т. д. Под счет «раз» выполняется шаг вперед, под счет «два» выдержка.
Если обучаемые допускают ошибки, следует повторить еще раз упражнение на четыре счета. После отработки упражнения на два счета руководитель занятия подает команду для движения строевым шагом под каждый счет без выдержки: «Строевым шагом, по разделениям под каждый счет, шагом – МАРШ» – и считает: «раз, два» и т. д.
Затем руководитель занятия приступает к обучению движению строевым шагом с темпом 60-70 шагов в минуту с последующим наращиванием темпа движения до 110-120 шагов в минуту. Для короткого отдыха и для исправления ошибок обучаемым рекомендуется с полного темпа движения строевым шагом снова перейти к движению по разделениям на четыре или два счета.
В ходе тренировки приема в целом необходимо строго выдерживать темп движения 110-120 шагов в одну минуту.
Для обучения руководитель занятия, находясь в середине прямоугольника, подает необходимые команды. Если он замечает общие ошибки в движении, останавливает обучаемых, поворачивает налево и, показав, как надо выполнять строевой прием, продолжает обучение. Если ошибку допускает один из обучаемых, руководитель занятия выводит его из строя, становится с ним рядом и на ходу исправляет ошибки.
Обучение по разделениям и в целом может проводиться под команду и счет руководителя, самостоятельно под счет обучаемых, а также под барабан.
Обучение поворотам в движении
Поворот в движении после показа руководителем занятия в целом разучивается по разделениям на два счета по команде «Поворот в движении направо, по разделениям: «делай – РАЗ, делай – ДВА». По счету «делай – РАЗ» необходимо сделать строевой шаг левой ногой вперед, произведя взмах руками в такт шага, и остановиться в положении с опущенными руками; по счету «делай – ДВА» резко повернуться направо на носке левой ноги, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и сделать шаг в новом направлении.
Под следующий счет «делай – РАЗ», «делай – ДВА» прием повторяется сначала и т. д.
Для отработки приема руководитель занятия рассчитывает обучаемых на первый и второй, расположив обучаемых друг против друга в восьми шагах с интервалом 4 шага. Тренировка проводится на четыре счета с движением трех шагов вперед по команде: «Поворот в движении направо на четыре счета, шагом – МАРШ» и подсчитывает: «раз, два, три, ЧЕТЫРЕ». Под счет «раз, два, три» обучаемые делают три строевых шага вперед, а под счет «ЧЕТЫРЕ» поворот направо. Под следующий счет «раз, два, три, ЧЕТЫРЕ» упражнение повторяется. Обучаемые совершают движение по квадрату 4х4 шага. Вначале темп движения 60 шагов в одну минуту, а затем 110 – 120 шагов в одну минуту под барабан.
Рекомендуется проводить тренировку в повороте направо и налево в комплексе, для чего обучаемые двигаются с дистанцией 2 – 4 шага, обозначающим прямоугольник, выполняют поворот направо, затем налево и, сделав шаг вперед, поворот налево и т. д.
В ходе тренировки руководитель занятия обращает внимание обучаемых на движение рук при поворотах в такт шага, т. е. в момент поворота руки совершают движение, как при строевом шаге.
Поворот кругом в движении. Приступая к изучению этого строевого приема, руководитель занятия обращает особое внимание на то, что поворот в движении кругом в отличие от поворотов направо, налево осуществляется на носках обеих ног и движение после поворота начинается с левой ноги в тот момент, когда ноги находятся на носках. Опускаться на пятки после поворота не разрешается!
Обучение повороту кругом в движении начинается по разделениям на четыре счета по команде: «Поворот в движении кругом, по разделениям: «делай – РАЗ, делай – ДВА, делай – ТРИ, делай – ЧЕТЫРЕ».
Показав прием по разделениям, руководитель занятия разъясняет, что для поворота кругом исполнительная команда «МАРШ» подается одновременно с постановкой на землю правой ноги, а затем в три счета выполняется поворот. Для поворота кругом по счету «делай – РАЗ» обучаемые делают шаг вперед с левой ноги и остаются в таком положении, а по счету «делай – ДВА» выносят правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног, остаются в таком положении.
По счету «делай – ТРИ» делают шаг левой ногой вперед, а по счету «делай – ЧЕТЫРЕ» приставляют правую ногу.
Упражнение повторяется в такой же последовательности в новом направлении, вначале под счет руководителя занятия, а затем под барабан.
При выполнении поворота кругом особое внимание обращается на резкость поворота, а также на движение рук в такт шага, т. е. когда по счету «делай – ДВА» вначале выносится правая нога на полшага вперед, следует вместе с ней посылать левую руку вперед, а правую назад. По счету «делай – ТРИ» правая рука снова начинает движение вперед, а левая назад.
Обучение выходу из строя по команде и возвращению в строй руководитель занятия начинает из развернутого одношереножного, а потом из двухшереножного строя.
Руководитель занятия последовательно показывает порядок выхода из строя при нахождении обучаемого в первой шеренге, затем во второй. После показа он поясняет, что обучаемый, услышав свою фамилию, должен ответить: «Я», а по команде о выходе из строя ответить: «Есть» – и строевым шагом выйти из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, остановиться и повернуться лицом к строю.
При выходе обучаемого из второй шеренги, он слегка накладывает ЛЕВУЮ руку на плечо впереди стоящего обучаемого, который делает шаг вперед и, не приставляя правой ноги, шаг в сторону, пропускает выходящего из строя обучаемого, затем становится на свое место.
Возвращение обучаемого в строй производится по команде, например: «Обучаемый Иванов. Стать в строй или только «Стать в строй». По этой команде он отвечает: «Есть», поворачивается в сторону движения, двигается строевым шагом и становится на свое место в строй.
Для обучения этим действиям руководитель занятия выстраивает обучаемых в две шеренги, размыкает на 1-2 шага и подает команды для выхода из строя и возвращения в строй.