Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека,
а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях,
волевых действиях, побуждающих людей стремиться
к поставленным целям
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко
История
государственного учреждения образования
«Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева»
В марте 1993 года решением Исполнительного комитета Витебского городского совета народных депутатов «Об организации работ по созданию средней школы по улице П.Бровки (от 31.03.1993 № 135) здание училища бывшего радиотехнического завода передано с баланса ПО «Витязь» на баланс Первомайского районного отдела народного образования. Общая площадь учебного заведения составляет 4342,7 кв. метров, основная (нормируемая) площадь - 3074,1 кв. метров. Социальные стандарты в учреждении образования выполняются согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 года № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики».
1 сентября 1993 года было открыто государственное учреждение образования «Средняя школа № 42 г. Витебска». С того времени педагогический коллектив школы накапливает опыт, создает и развивает традиции, пишет свою историю. В 1998 году открыты первые профильные классы, в 1999 году организованы занятия дополнительного образования «Экотеатр» (руководители Быкова Л.Г., Янцевич Н.Г.), в 2000 году театр «Роздум» (руководитель Иванова М.В.), в 2002 году театр моды (руководитель Шаврова Э.В.). С 2003 года в школе начали издаваться литературные альманахи на русском и белорусском языках (руководители Макаренко Н.Г., Артемьева Н.И.), которые выпускаются по сегодняшний день. В 2005 году был основан этнографический уголок «Беларуская хатка» (руководитель Полесова Д.Д.), который пользуется особой популярностью среди учащихся, родителей и коллег. С 2008 года выходит школьная газета «Школьный вестник» (редактор Демещенко Г.М.).
Школа по праву может гордиться своими учениками: в 2013 году назначена специальная премия Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. по поддержке талантливой молодежи Матюшкину Максимилиану, в 2016 году учащаяся Жданович Ольга получила 100 баллов на ЦТ по обществоведению (учитель Циркунова Н.С.), в 2016 году команда школы «Юность» заняла III место в областной военно-патриотической игре «Зарница» (руководитель Занько А.С.), в 2017 году учащаяся Евсюкова Александра завоевала I место в Скориновской олимпиаде Дней белорусской письменности в г.Полоцке (учитель Полесова Д.Д.), в 2018 году диплом I степени на областном конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет» получил учитель физики Чигарев Д.Л., а команда школы на областном фестивале межкультурных коммуникаций занимает II место (учитель Давыденок С.В.), в 2019 году Косьянов Александр получил 100 баллов на ЦТ по истории (учитель Алексеев Г.Е.). В 2017 году в конкурсе на лучшую первичную организацию среди школ и гимназий Первомайского района «Школьный марафон-2017», посвящённом Году науки, команда школы заняла I место в районном и III место в городском этапе конкурса. На городском этапе областного конкурса правовых знаний команда школы в 2019 и в 2020 годах заняла I место, а на областном этапе в 2018 и в 2020 годах – III место.
Особенно горда школа своими педагогами. 8 педагогов школы награждены грамотами Министерства образования (в 2008 году Иванова Е.П., учитель географии; в 2009 году Замоткина С.С., учитель русского языка и литературы; в 2010 и 2005 годах Иванова М.В., учитель русского языка и литературы; в 2012 году Дулина Т.М., заместитель директора по воспитательной работе; в 2015 году Волкова И.А., учитель начальных классов; в 2018 году Полесова Д.Д., учитель белорусского языка и литературы); в 2022 году Полесова Д.Д., учитель белорусского языка и литературы; в 2023 Циркунова Н.С., учитель истории и обществоведения.
За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся на Доску почета отдела по образованию администрации Первомайского района г. Витебска были занесены 4 педагога: в 2014 году Павленко Е.Л., учитель-дефектолог; в 2015 году -Полесова Д.Д., учитель белорусского языка и литературы; в 2016 году - Циркунова Н.С., учитель истории и обществоведения; в 2020 году - Карпанова Т.Г., заместитель директора по учебной работе.
21 августа 2020 года по решению Витебского городского исполнительного комитета № 943 государственному учреждению образования «Средняя школа № 42 г.Витебска» присвоено имя командира партизанской бригады Даниила Федотовича Райцева.
5 апреля 2022 года в торжественной обстановке была открыта музейная комната Даниила Федотовича Райцева.
В настоящее время в учреждении образования обучается и воспитывается 665 учащихся. На первой ступени – 286 учащихся, на второй – 338, на третьей – 41.
Образовательный процесс в учреждении осуществляют 69 педагогов, из них 68 (99,6%) имеют высшее образование. Основную часть коллектива учреждения составляют опытные педагоги, готовые передать свой опыт молодым коллегам: 59% педагогов – учителя со стажем работы более 15 лет.
Организация идеологической работы с трудовым коллективом государственного учреждения образования
«Средняя школа № 42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева»
В современных условиях каждый трудовой коллектив является субъектом экономической политики государства, именно от его потенциала в значительной степени зависит эффективность решения целей и задач. Поэтому сегодня чрезвычайно важно правильное формирование внутриколлективных отношений, создание благоприятного микроклимата в трудовом коллективе, идейное воспитание чувства ответственности и дисциплины у каждого работника. Особое место здесь занимает организация идеологической работы.
В государственном учреждении образования «Средняя школа № 42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева» создана система по организации идеологической, информационно-воспитательной, пропагандистской и разъяснительной работы среди членов коллектива. Основная целевая установка идеологической работы в школе – сплочение трудового коллектива для решения поставленных целей и задач. Вся информационная работа в школе планируется. Ежегодно разрабатываются и утверждаются директором планы основных мероприятий идеологической работы на год. На основании годовых планов составляются месячные планы работ, к которым прилагается график проведения единого дня информирования с указанием, кто из членов информационно-пропагандистской группы проводит день информирования.
Четыре раза в году проводятся заседания школы молодого учителя по различным темам, например, «Методические основы современного урока», «Пути успешной адаптации молодого педагога в школе», «Пути и средства развития познавательной активности учащихся». Наставники оказывают методическую помощь молодым специалистам, проводят индивидуальные консультации, знакомят со структурой учебных занятий, учат составлять план учебного занятия и т.д.
Все молодые специалисты отличаются активной гражданской позицией: принимают участие в марше «За Беларусь», в автопробеге «За единую Беларусь».
Кроме этого, молодые педагоги школы являются активистами в общественной жизни школы: участвуют в творческих вечерах (Дед Мороз, Снегурочка, Золушка и т.д.), принимают активное участие и в спортивной жизни школы: в туристических слетах, велопробегах, спортивных состязаниях, «Луческой лыжне» и др.
Работа по охране труда
Для комфортной, плодотворной и безопасной работы в учреждении образования работает комиссия по охране труда. Основные направления деятельности в области охраны труда доводятся до сведения всех работников с тем, чтобы каждый из них знал о своих обязанностях в области охраны труда.
Положение об основных направлениях деятельности школы в области охраны труда размещается на информационном стенде в уголке по охране труда.
Требования законодательства по охране труда излагаются в локальных нормативных правовых актах школы (должностных инструкциях работников, инструкциях по охране труда, приказах, распоряжениях, протоколах совещаний и т.д.).
В учреждении образования существует система комплексной безопасности, которая включает:
- обеспечение выполнения учащимися и педагогическими работниками требований законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий в учреждении образования;
- организация контрольно-пропускного режима;
- соблюдение правил пожарной безопасности;
- предотвращение несчастных случаев с учащимися в ходе образовательного процесса, а также при проведении различных мероприятий в рамках образовательной деятельности (выезды, участие в спортивных и спортивно-массовых мероприятиях, посещение музеев, выставок, конференций и т. д.);
- взаимодействие с правоохранительными органами;
- обучение учащихся основам жизнедеятельности посредством обучения урокам ОБЖ;
- предупреждение травматизма учащихся.
Охрана труда включает в себя в рамках образовательной системы обеспечение электробезопасности, пожарной безопасности, проведения учебных занятий по правилам дорожного движения, гражданской обороны и устранения чрезвычайных происшествий.
Проводятся совещания при директоре. Ежемесячно проводятся Дни охраны труда с привлечением членов комиссии по охране труда, утверждаются темы с разработкой и реализацией мероприятий по устранению замечаний и нарушений, выявленных при проведении Дня охраны труда.
Основными направлениями в этой работе выступает информационная и профилактическая деятельность педагогических работников.
Информационная деятельность по формированию навыков безопасного поведения осуществляется посредством подготовки и оформления работы различных информационных материалов – стендов, таблиц, плакатов. В школе имеются стенды «МЧС информирует», «Уголок электробезопасности», «Уголок безопасности дорожного движения» (со сменной информацией), кабинет ОБЖ.
Профилактическая деятельность включает в себя не только профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, обучение правилам пожарной безопасности с учебной пожарной эвакуацией, но и изучение вопросов безопасного поведения на воде, в лесу, в условиях распространения инфекции COVID – 19, на железнодорожных объектах и т. д. Два раза в год проводятся учения с учащимися, педагогами и персоналом школы по эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
В школе ежегодно разрабатывается и утверждается план по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной дисциплины» в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 12.10.2015 № 420), направленный на реализацию укрепления общественной безопасности и дисциплины, в том числе по реализации комплекса мер по укреплению производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины. Проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на формирование негативного отношения в обществе к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и токсических веществ и появления в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения на рабочих местах или в рабочее время.
Ведется необходимая документация (журналы учёта рабочего времени), работают общественные инспекторы (Мельничук И.П.,Минина Т.Г., Козлова Л.Л.).
Значительное внимание уделяется улучшению санитарно-бытовых условий работников (оборудована бытовая комната для переодевания, уголок отдыха техперсонала; организовано горячее питание, обеспеченность спецодеждой составляет 100%).
Наглядная агитация по охране труда в учреждении представлена следующим образом: стенд «Охрана труда», информационный стенд для размещения тематических плакатов и листовок; в учебных кабинетах - уголки по правилам безопасности для учащихся осуществляется выпуск листовок, буклетов, памяток; есть тематическая страница на сайте учреждения.
Разрабатывается и выполняется план по охране труда; заключено соглашение по охране труда между администрацией и профсоюзным комитетом учреждения на текущий год.
Два раза в год отрабатываются действия работников и учащихся на случай пожара с эвакуацией; один раз в год проводится День гражданской обороны.
В учреждении проходит «Месячник безопасного труда», в рамках месячника проведён конкурс плакатов с призывами о необходимости соблюдения норм и правил безопасного поведения, медсестрой прочитана лекция по оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях, заместителем директора по ХР проведено практическое занятие по отработке навыков пользования огнетушителями.
Ежегодно проводится проверка состояния охраны труда комиссией административно-общественного контроля при приемке учреждения к новому учебному году.
Один раз в квартал, на планерке, администрацией заслушивается работа заместителя директора по хозяйственной работе по вопросам охраны труда в учреждении.
Своевременно проводится обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда руководителя, специалистов, всех работников. В учреждении создана комиссия по проверке знаний по вопросам охраны труда у педагогического состава, технического и обслуживающего персонала.
Благодаря работе комиссии в учреждении образования отсутствует травматизм на рабочих местах, а коллектив, как педагогический, так и технический, знает основы охраны труда и соблюдает их.
Работа с общественными объединениями
Большим потенциалом в консолидации трудового коллектива обладают общественные объединения, созданные в учреждении образования. Опорой являются общественные организации: профсоюзная (председатель Мельничук И.П., учитель русского языка и литературы), первичные организации ОО «БРСМ» (секретарь Покидько М.В. педагог-психолог), РОО «Белая Русь» (председатель Алексеев Г.Е., учитель истории), совет ветеранов педагогического труда (председатель Соловьева З.И., воспитатель ГПД).
Важным подспорьем в организации идеологической работы является создание таких общественных структур, как комиссии по трудовым спорам, по содействию семье и школе, по жилищным вопросам, по чрезвычайным ситуациям, по оздоровлению и санаторно-курортному лечению работников, по подготовке проекта коллективного договора, аттестационные, а также совет профилактики, совет школы.
В учреждении образования создана первичная организация РОО «Белая Русь», численность которой составляет 28 человек (57%). Члены первичной организации участвуют в политической жизни страны, в частности, в избирательных кампаниях, являясь членами избирательной комиссии или наблюдателями.
Председатель РОО «Белая Русь» Алексеев Г.Е. по итогам 2019 года был награжден званием «Человек года "Белой Руси»
По результатам проведения Года малой Родины трем педагогам школы, членам избирательной комиссии (директору школы Л.А. Лозиной, заместителю директора по УР С.С.Радзевич, заместителю директора по ВР О.Н.Воробьёвой) были вручены благодарственные письма Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
Все педагоги заинтересованы в развитии школы. Они с удовольствием принимают участие не только в воспитательных проектах, мероприятиях и конкурсах, но и высказывают и поддерживают инициативу, исходящую как от руководства школы, так и от руководства района и города.
5 ноября 2020 года состоялось праздничное мероприятие по присвоению имени героя школе, на котором присутствовали почетные гости, в том числе и племянница Д.Ф.Райцева.
В рамках празднования 75-летия Великой Победы и с целью увековечивания памяти героев администрацией Первомайского района инициирована борьба по присвоению имени героев учреждениям образования.
В государственном учреждении образования «Средняя школа № 42 г.Витебска имени Д.Ф. Райцева» была создана творческая группа, которая изучала материалы, собирала информацию.
При поддержке председателя Витебского городского совета ветеранов Оленской Л.К. удалось установить контакты с родственниками Д.Ф. Райцева в г.Витебск и в г. Королеве. Коллективом школы было написано письмо с просьбой дать согласие на присвоение «Средней школе № 42 г.Витебска» имени Д.Ф.Райцева и получено согласие.
В рамках проведенной работы педагогами школы была осуществлена акция по благоустройству места захоронения Д.Ф.Райцева
Члены коллектива присутствовали на торжественном открытии мемориальной доски, посвященной Д.Ф.Райцеву.
В настоящее время творческая группа школы работает над созданием музейной комнаты Райцева Д.Ф., идет сбор материалов, оформительские работы.
В рамках празднования 75-летия Великой Победы в преддверии Дня освобождения Витебска от немецко-фашистских захватчиков секретарь первичной организации ОО «БРСМ» В.Н.Сафронова, члены ОО «Белая Русь» М.В.Иванова, Ю.А.Патук посетили ветерана Великой Отечественной войны Владимира Яковлевича Дрофу, чтобы поздравить ветерана с праздником, и прикрепили памятный знак у его квартиры «Здесь живет ветеран Великой Отечественной войны».
Благоустройство пришкольной территории было приурочено к великой дате. Педагоги, активисты «БРСМ» учитель биологии Романовская Ю.С. и учитель трудового обучения Шелковский И.И., разработали проект клумбы «75 мирных лет. Беларусь помнит». За что учреждение образования по итогам 2020 года явилось победителем в номинации «Благоустройство территории учреждения образования»
В учреждении образования среди педагогических работников 15 человек являются членами ОО БРСМ (100%).
Секретарем ПО ОО БРСМ в ГУО «Средняя школа №42 г. Витебска имени Д.Ф. Райцева» является педагог - психолог Покидько М.В.
Педагогические работники, активисты первичной организации ОО «БРСМ» ГУО «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф. Райцева», - это активные молодые юноши и девушки, которые ведут за собой не только учащихся, но и педагогов со стажем.
Деятельность учителей членов ОО «БРСМ» направлена на создание условий для всестороннего развития учащихся, раскрытие их творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.
Педагогические работники, члены ПО ОО «БРСМ» многократно побеждали в районных конкурсах, проводимых ПО ОО «БРСМ» Первомайского района. Ежегодно сборные команды из педагогов и учащихся школы занимают призовые места на конкурсах: районная экологичес кая акция «Лето в чистом и безопасном городе» (диплом 3 степени), онлайн-тест «Незабытая война», посвященный 75-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Благодаря совместным усилиям учащихся школы и активистов БРСМ этот конкурс принес учреждению образования диплом 2 степени.
Волонтерские акции также не обходятся без активистов школы, педагоги с удовольствием и энтузиазмом выполняют все поручения ОО «БРСМ»: секретарь ПО ОО БРСМ ГУО «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф. Райцева» была волонтером на площадке культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо «Двина» на церемонии награждения белорусских предприятий по итогам республиканского социологического исследования «Молодежный бренд 2020»; учитель трудового обучения Шелковский И.И., учитель начальных классов Никитина А.И., учитель физической культуры и спорта Каминский В.Г. во время выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь являлись волонтерами «Доброго Сердца» и дежурили на участках для голосования №44 и №45 Первомайского района во время избирательной кампании, помогали пожилым людям и инвалидам.
По инициативе педагогов-мужчин, членов ОО «БРСМ», учителя трудового обучения Шелковского И.И., учителя физической культуры и спорта Каминского В.Г., проходит ежегодная субботняя акция по уборке снега с привлечением учащихся 9-11 классов в рамках трудового воспитания подростков; также в рамках волонтерских экологических акций учащиеся совместно с активом БРСМ из членов педагогического коллектива ежегодно убирают мусор в лесной зоне отдыха (д.Шпили).
Активисты ПО ОО «БРСМ» Шелковский И.И. и Сафронова В.Н. также принимали участие в челлендж-эстафете, организованной ГУО «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф. Райцева» в рамках 80-летия Первомайского района г.Витебска.
Члены ОО «БРСМ» и РОО «Белая Русь» директор школы Лозина Л.А., учитель трудового обучения Шелковский И.И., учитель физической культуры и здоровья Каминский В.Г., учитель истории Алексеев Г.Е., учитель физики Чигарев Д.Л. и педагог-психолог Патук Ю.А. приняли участие в районной челлендж-эстафете «Песни военных лет» с песней «Смуглянка».
Члены БРСМ ведут группы в социальной сети «Вконтакте»: «ГУО «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф. Райцева» и «ПО ОО «БРСМ» Волонтерский отряд «ЮНОСТЬ», а также группу в социальной сети «Instagram»: «b_r_s_m_42», в вышеперечисленных группах освещают мероприятия, в которых сами же и принимают участие.
Член ОО БРСМ Никитина А.И. принимала участие в республиканском проекте «100 идей для Беларуси» и заняла 2 место с проектом «Развивающая азбука для младших школьников» на районном этапе республиканского конкурса «100 идей для Беларуси». Проект «Развивающая азбука» был представлен на городском и областном этапе конкурса.
Никитина А.И. была награждена грамотой Первомайского РК «За развитие инновационных и научных технологий в Первомайском районе г. Витебска» и удостоена профсоюзной стипендии на год.
Как говорил Антон Семенович Макаренко, на первом плане должен быть главный метод воспитания - самый незаметный, трудоёмкий и медленный в достижении ожидаемого результата - личный пример педагога. Это наиболее действенный способ, так как именно он заложен в основе самой природы воспитания. Поэтому коллектив школы с радостью участвует во всех проводимых мероприятиях, как спортивных, так и воспитательных, личным примером заражая учащихся оптимизмом, активностью, стремлением к успеху.
В учреждении образования создана творческая группа учителей, которые принимают активное участие в подготовке и проведении торжественных мероприятий и концертных программ: танцевальный коллектив – это педагоги социальные Новик И.Г., Сафронова В.Н., учителя английского языка Давыденок С.В., Завацкая К.Г., учитель биологии Романовская Ю.С., учитель физической культуры и спорта Каминский В.Г., учитель начальных классов Якушина А.А; актеры – это педагог-психолог Патук Ю.А., учителя трудового обучения Шаврова Э.В., Шелковский И.И., учитель русского языка и литературы Трусова Т.А., учитель английского языка Королюн О.М., педагог социальный Новик И.Г., учитель английского языка Давыденок С.В., учитель биологии Романовская Ю.С., учитель физической культуры и спорта Каминский В.Г.; певцы – это учителя белорусского языка и литературы Полесова Д. Д., учитель начальных классов Сверчкова С.А., учитель музыки Ходосевич Е.Д., учитель истории Алексеев Г.Е., учитель английского языка Мельник О.Н.; ведущие – это учителя белорусского языка и литературы Антипенко Т.Г., Булыня О.С., учитель русского языка и литературы Иванова М.В., заместитель директора по ВР Воробьёва О.Н.
В учреждении образования сложилась традиция поздравлять коллектив школы с Международным Днем женщин музыкально-театральной постановкой, в которой принимают участие учителя школы. В 2019 году был подготовлен мюзикл «Формула любви», в 2020 году – «Золушка».
Благодаря активной позиции и творческому подходу учителей в ГУО «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева» все массовые мероприятия проходят на должном уровне и никого не оставляют равнодушными.
Значительную роль в формировании коллективизма и корпоративных отношений играет командное участие игровых турнирах, соревнованиях районного, городского масштабов по различным видам спорта.
Команда учреждения образования постоянно принимает участие в районных спортивных мероприятиях (во всех игровых и командных видах). Ежегодно спортивная команда учреждения образования «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева» во главе с директором Л.А. Лозиной принимает участие в спортивном празднике «Луческая лыжня», где участвует не только в лыжных состязаниях, но и борется в конкурсе снежных фигур, армреслинге и др.
Работа с учащимися
Идеологическая работа с учащимися также проводится системно и в соответствии с планом воспитательной работы школы по нескольким направлениям:
- проведение ШАГ
- работа с ветеранами
- участие в конкурсах идеологической направленности
- подготовка к празднованию 75-летия Великой Победы
- проведение месячника патриотического воспитания
- работа общественных объединений
- посещение музеев, экскурсий
- роль библиотеки в идеологическом воспитании
- информационные и классные часы
С 2018 года введена новая форма деятельности единого дня информирования «Школа активного гражданина» для учащихся 8-11 классов. Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.
Занятия для учащихся в «Школе Активного Гражданина» проводятся в форме единых дней информирования с периодичностью один раз в месяц, каждый четвертый четверг.
Их последовательная реализация призвана содействовать формированию у молодых людей критического мышления, аналитических способностей и коммуникативных навыков, компетенции социального действия, понимания взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны.
Содержательная основа единых дней информирования определена важными датами и событиями; в ходе реализации проекта в течение учебного года содержание будет уточняться и расширяться с учетом актуальных текущих событий в стране и в мире.
На заседаниях школы активного гражданина диалог с учащимися вели заместитель председателя РОО «Белая Русь» М.И. Гулидова, первый секретарь БРСМ Первомайского района г.Витебска Михайлов С.И., заведующий отделением ВГПЛ № 5 Полынский Александр Анатольевич и мастер производственного обучения Слижевская Наталья Евдокимовна, Дулов Анатолий Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории ВГУ
Воспитательная деятельность по реализации программы непрерывного воспитания строится в соответствии с концептуальными основами, раскрывает смысловую нагрузку понятий «миролюбивая внешняя политика нашего государства, нацеленность белорусского общества на создание сильной и процветающей страны, на воспитание патриотизма, гордости и ответственности за Беларусь». Приоритетным направлением в идеологической и воспитательной работе учреждения образования является формирование у школьников любви и уважения к своей Родине, к её героическому прошлому, а также гордости за наш родной край – Республику Беларусь и её народ. В рамках идеологического воспитания проведены классные и информационные часы, уроки мужества «Дорогами памяти», «Ваша Победа – наша свобода», «Солдат войны не выбирает», устный журнал «И красный галстук помогал в бою». Мероприятия, посвященные подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, прошли в течение месячника патриотического воспитания в 1-11 классах.
Главным направлением воспитательной работы в школе являлась подготовка и празднование 75 годовщины Победы в Великой Отечественной войне, 80-летия Первомайского района г.Витебска.
24 февраля 2020 года в Первомайском районе г. Витебска стартовала акция «Часы обратного отсчета. 75 шагов до Победы». В школе состоялось открытие одноименного стенда. В учреждении образования на открытие были приглашены учащиеся 5-11 параллелей. Право открыть стенд получили лучшие – октябренок Евгений Седой, пионер Назар Воронов и член первичной организации ОО «БРСМ», депутат Молодежной палаты при Витебском городском совете депутатов Роман Шах. В течение 75 дней учителями истории ежедневно готовилась информация о событиях, произошедших в данный день, а старшеклассники рассказывали об этих событиях по радиосвязи. В конце каждой недели подводились итоги семидневки на линейках и сборах отрядов.
Ежегодно в школе проводится мероприятие «Я - гражданин Республики Беларусь» для учащихся 7-9 классов, достигших 14-летия. Ребята получают в подарок книги «Я грамадзянiн – Рэспублiкi Беларусь», а члены ПО ОО «БРСМ» - членские билеты.
Важно отметить, что во время проведения всех вышеперечисленных мероприятий в обязательном порядке используется государственная символика (гимн, флаг). Герб, флаг и гимн государства – главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан. Использование государственной символики позволяет не только сформировать у учащихся уважение к символам государственной власти, но и способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения в целом, его гражданскому становлению.
В школе ведется активная работа по вовлечению учащихся в ряды детских и молодежных общественных объединений. ОО «БРПО» и ПО ОО «БРСМ» формируют разносторонне развитую, нравственно зрелую, социально активную личность, ориентированную на лидерскую позицию, общечеловеческие ценности и общественно значимую деятельность.
В школе действует общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация имени Олега Шпакова». Охват учащихся деятельностью общественного объединения составляет 100%.
В пионерской дружине имени Олега Шпакова действуют 12 пионерских отрядов, 12 отрядов октябрят, на счету которых ряд конкретных, интересных и полезных дел. В 2020/2021 учебном году пионерская дружина ставит перед собой цель: способствовать формированию таких моральных качеств у пионеров, как достоинство, добро, трудолюбие, милосердие, любовь к Родине. С целью решения поставленных задач и выполнения пионерских программ дружиной имени Олега Шпакова организован и проведен ряд воспитательных мероприятий, также способствующих всестороннему развитию учащихся. Члены пионерской дружины активно участвовуют в школьных, районных, республиканских мероприятиях, различных акциях. Вся воспитательная работа осуществляется через разнообразные формы и методы: игровые программы, акции, сборы дружины, экскурсии, конкурсы, викторины. Используются и современные формы работы: квизы, челленджи, квесты.
Беларусь - независимая страна со своей великой и известной историей, своими традициями и обычаями. Богатое фольклорное, литературное и культурное наследие передалось современному поколению от наших предков. Новый этап в развитии Беларуси требует нового подхода к обучению и воспитанию. Очень важно, чтобы наши ученики чувствовали ответственность за дальнейшее развитие нашей страны, а это невозможно без изучения нашей истории, без памяти о прошлом. Поэтому наши учителя прилагают немало усилий, чтобы из школы вышли не просто образованные, а национально сознательные люди. Этому способствует использование этнографического материала во внешкольной деятельности.
Хорошо, если у школьников есть возможность держать в руках вещи старины. Это всегда впечатляет, оставляет глубокий эмоциональный след, приближает человека к прошлому, дает возможность почувствовать связь времени. Этому способствует создание в школе этнографического уголка.
Школьный этнографический уголок «Белорусская хатка», был создан в 2005 году на базе кабинета белорусского языка и литературы. Он включает в себя следующие экспозиции: кухонная крестьянская посуда; изделия из дерева; печь и устройства к ней; мебель; орудия труда; уголок ткачества; вышивка; одежда и обувь.
Создание этнографического уголка стало лишь первой ступенью в этнографической работе. Работа коллектива была построена так, что предметы быта, музыкальные инструменты, орудия труда содействуют активизации учебно-воспитательного процесса. Учителя при работе с детьми используют следующие формы работы:
- разработка сценариев и подготовка инсценировок различных народных праздников, традиций, обрядов;
- проведение викторин с использованием иллюстративного материала, экспонатов этнографического уголка;
- учеба экскурсоводов и проведение экскурсий для школьников;
- использование этнографического материала на праздниках, конкурсах, посвященных конкретному писателю, поэту, произведению.
В «Белорусской хатке», проводятся следующие мероприятия:
1.Экскурсии «Как жили наши бабушки и дедушки»
2.Этнографическая сказка «Приключение Алесика»
3.Экскурсии «Хата з матчынай душой»
4.Экскурсия-викторина «Бліжэй прыгледзімся да хаты»
5.Инсцэнированная экскурсия «Запрашаем у хату»
6.Экскурсия-викторина «Смачна есці»
7.Этнографическая викторина
8.Фольклорныя постановки «Заручыны», «Дажынкі»
9.Фольклорный праздник «Беларускі кірмаш».
Важнейшим звеном в воспитании национального самосознания является изучение белорусского языка как на учебных, факультативных занятиях, так и во время проведения предметных недель. На протяжении нескольких лет у нас в школе проходит акция «Говорим по-белорусски», которая была положительно воспринята учащимися и учителями. Цель акции - приобщить детей к богатому языковому наследию белорусского народа, расширить их словарный запас. Нам хотелось, чтобы дети помнили, что они белорусы, у них свой уникальный язык, который нужно знать и уважать, чтобы передать своим детям.
Без знания истории и этнографии, языка невозможно изучать произведения белорусской литературы - стихи Богдановича и Купалы, книги Короткевича и Коласа, фольклорные произведения. Важно помнить, что наш язык - это отличительная черта этноса, его душа. Язык отражает историю народа, особенно это подчеркнуто в наших фамилиях и географических названиях. И при каждом удобном случае эту связь важно показывать, чему и содействуют наши акции в День роднай мовы.
Используя этнографический материал во внеклассной работе, мы хотим помочь учащимся почувствовать себя наследниками богатой культуры и интересной истории, определиться со своей позицией в современных условиях развития Беларуси, пробудить желание работать для своего народа и независимости Отечества
Профориентационная работа в государственном учреждении образования «Средняя школа № 42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева» проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры. Работа кабинета по профориентации в нашей школе строится на основе личностного восприятия мира профессии.
В школе создан кабинет профориентации, который оказывает помощь учащимся в принятии решения о выборе профиля обучения, в создании условий для актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения, в формировании способности осознанного выбора профессиональной деятельности, соответствующей личностным особенностям, в социально-профессиональной адаптации в обществе.
Основные направления деятельности кабинета профориентации государственного учреждения образования «Средняя школа № 42 г. Витебска имени Д.Ф.Райцева» - это определение стратегии взаимодействия всех сторон, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников; поддержка связей школы с социальными партнерами; планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению. Эта работа ведется с первого по одиннадцатый класс; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости; оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями; взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных организаций; связь профориентации с жизнью.
Учащиеся 9-х, 11-х классов вместе с классными руководителями активно принимали участие в Днях открытых дверей ССУЗов и ВУЗов города (ВГУ, ВГМУ, ВГТК, ВГПТК сельскохозяйственного производства). Однако в период эпидемиологической обстановки не все учреждения организовали дни открытых дверей, и в этой связи были приглашены для встречи с учащимися на базе школы в шестой школьный день (ВГИТК).
Важную роль в работе по профориентации играет информационно-методическое обеспечение. В школе оформлены стенды по профориентации со сменными материалами: «Куда пойти учиться», «Центр профориентационной работы», «Высшие и средние специальные учебные заведения города Витебска», «Самые востребованные современные профессии» и т.д. Регулярно проводятся различные тематические выставки. Также собрана большая методическая копилка диагностических и информационных материалов, воспитательных мероприятий по профориентации.
Важным звеном в данном направлении является работа с родителями. При помощи родителей организованы экскурсии на предприятия, где работают родители: «Бельбимбо», «Витязь», «Рудаково».
Учащиеся 8-9 классов активно принимают участие в профориентационных проектах «Профессии наших родителей», «Выбираем профессию», «Шаг в будущее».
Встречи учащихся с представителями разных профессий и студентами вузов и колледжей являются доброй традицией профориентационной работы. Ежегодно проводимый в государственном учреждении образования «Средняя школа № 42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева» День самоуправления популярен учащиеся имеют возможность побывать в роли учителя, директора школы, заместителя директора.
Совместно с консультантами кабинета профориентации проводятся классные часы и часы общения в 1-11 классах: «Мир моих увлечений» (1А класс), «Все профессии важны» (2А класс), «У меня растут года», «Профессии мам и пап» (3Б класс), «Моя любимая работа» - рассказ родителей о своей работе (4В класс), «Твой выбор» (8 А класс), «Мир профессий и твое место в нем» (7В класс), цикл классных часов «Путь к успеху» - «Я есть» (5А класс), цикл классных часов «Все работы хороши, выбирай на вкус…» (6-7 классы), цикл классных часов «Могу, хочу, надо» (8-11 классы), «Профессии наших родителей» (9 классы).
В кабинете профориентации можно познакомиться с сочинениями и эссе наших учащихся о различных экскурсиях: на предприятия города Витебска, в пожарную часть, в музей МЧС, в витебские лицеи и колледжи, на профориентационную выставку областного центра занятости и др
В 2000г. под руководством педагога школы М.В.Ивановой начал свою деятельность театр «Роздум».
Наряду с нравственным и эстетическим воспитанием гражданско-патриотическое воспитание является одной из главных задач деятельности театра.
Первый авторский спектакль "Что наша жизнь? Игра…" занял в 2000 году второе место на Республиканском фестивале школьных театров. В нем юноши и девушки рассказывали о себе, о своих проблемах, сомнениях и надеждах, о поиске своего места в жизни, об активной гражданской позиции.
С тех пор вот уже двадцать лет театр не прекращает своей деятельности.
В 2004 году авторский спектакль «Пакуль сонца не згасне, пакуль свецяцца зоры» завоевал Гран-при на городском фестивале школьных театров. Спектакль был посвящён защитникам родины в годы Великой Отечественной войны. Он создавался на основе стихов белорусских поэтов, а также семейных документов, писем и фотографий участников театральной постановки.
Дань памяти воинов-освободителей, победивших в самой жестокой войне ХХ века, - это ежегодное представление литературно-музыкальных композиций на районном конкурсе чтецов «Строка, оборванная пулей…».
В 2006 году был поставлен спектакль «Зямля анёлаў Беларусь…», посвящённый Чернобыльской трагедии. В нем отразилась боль потерь белорусского народа, стойкость и мужество людей, сражавшихся со смертью при ликвидации последствий катастрофы.
На основании материалов краеведческого музея в 2013 году был создан авторский спектакль «В ожидании Пушкина». Этот спектакль пробудил интерес учащихся не только к творчеству великого поэта, но и к истории посещения им Витебска и других белорусских городов. Методическая разработка заняла первое место на Республиканском конкурсе внеклассных мероприятий, посвящённых 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина.
С 2017 года театр «Роздум» Маргариты Ивановой работает над проектом создания цикла спектаклей о жизни и творчестве выдающихся людей, оставивших яркий след в истории белорусской и мировой культуры.
В музеях Витебска были показаны спектакли «Возвращение к Шагалу» (2017 год, Арт-центре Марка Шагала), «Звезды над Витебском» (2018 год, Витебский Художественный музей). Своё двадцатилетие театр отметил спектаклем «Званый вечер у генерал-губернаторши Софьи Голицыной», который был представлен в Витебском музее истории частного коллекционирования.
Обращаясь к отечественной истории и культуре, театр способствует формированию у молодежи устойчивого интереса к родной истории и судьбам выдающихся людей, прославивших Витебск. Деятельность театра пропагандирует активную жизненную позицию и дает молодым актерам и зрителям верные ориентиры в поисках идеологического идеала.
В процессе воспитания молодого человека школа должна заботиться не только о нравственном, духовном, но и физическом развитии и самосовершенствовании. В этих целях в учреждении образования организуются и проводятся спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Особое место среди физкультурно-оздоровительных мероприятий отводится дням здоровья, которые планируются и проходят каждую вторую субботу месяца в течение учебного года. Эти мероприятия являются активной формой отдыха и способствуют снижению усталости, противодействуют утомлению и улучшают работоспособность учащихся. Кроме того, они служат укреплению здоровья учащихся, формированию у них жизненно важных двигательных навыков и умений, воспитывают сознательную дисциплину, трудолюбие, формируют основы здорового образа жизни.
В течение учебного года согласно плану в учреждении образования в шестой школьный день проводятся следующие физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия с учащимися:
- соревнования по видам спорта круглогодичной спартакиады учреждения общего среднего образования;
- каждую вторую субботу месяца Дни здоровья;
- физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Белорусская снежинка»;
- участие на первом этапе в республиканских спортивных соревнованиях «Стремительный мяч», «Снежный снайпер», «Золотая шайба», «Кожаный мяч», в летнем и зимнем многоборьях «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста, в летнем и зимнем многоборьях «Здоровье» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
- участие в школьных лигах по игровым видам спорта;
- подготовка и участие сборных команд учреждения образования в районных, городских, областных и республиканских соревнованиях.
При организации спортивных праздников всегда используется национальная символика и атрибутика в порядке, установленном законодательством.
Спортивные праздники обычно посвящены выдающимся событиям в жизни страны, в спорте, знаменательным датам, традициям школы. При проведении спортивных праздников в учреждении образования приглашаются в качестве болельщиков либо судей родители, ветераны, представители общественных объединений. Все мероприятия тщательно готовятся, разрабатываются сценарии, музыкальное сопровождение, викторины для болельщиков.
Особо хочется отметить традиционный туристический слет, который ежегодно проводится в последнюю субботу учебного года и в котором задействованы ученики 5-10 классов, а также педагоги и родители. Туристический слет проводится в лесополосе д. Шпили. Учащиеся проходят множество конкурсов (спортивное ориентирование, конкурс на лучший бивак, конкурс туристической песни, конкурс санитаров и поваров и др.). После окончания туристического слета ребята убирают за собой территорию и централизованно идут в школу. Пожалуй, это самая любимая суббота среди учащихся и родителей.
Благодаря слаженной работе всего педагогического коллектива в государственном учреждении образования «Средняя школа №42 г. Витебска имени Д.Ф.Райцева» сложились доброжелательные и деловые взаимоотношения между членами трудового коллектива.
Создаются условия для творческого и безопасного труда работников учреждения, решаются социально-экономические вопросы, соблюдается трудовое законодательство, выполняются обязательства Коллективного Договора, всегда поддерживаются начинания любого члена трудового коллектива.
В последнее время отмечается, что современные школьники в качестве жизненных приоритетов на первый план выдвигают материальные ценности. Духовные, общественные и нравственные ценности, к сожалению, теряют в их сознании свою привлекательность. Поэтому главной задачей учебного заведения является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни.
Одной из важнейших задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Усилия педагогов направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Беларуси, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.
В этом педагогическому коллективу помогает работа по различным направлениям: идеологическому, гражданско-патриотическому, профориентационному, трудовому, эстетическому и т.д. Благодаря существованию множества условий для создания благоприятной воспитательной среды и происходит
формирование гражданского общества, которое отражает интересы личности, общества и государства.
Проблема формирования молодежной политики является очень важной для всех современных государств, ибо молодежь является такой группой общества, которая вовлечена во все без исключения социальные процессы. В нашей республике молодежь составляет почти четверть населения, это существенная часть избирательного корпуса, значительная часть трудового потенциала страны.
6 февраля состоялась торжественное чествование победителей предметных олимпиад
Знайте - мы гордимся вами, вы - наши звёзды!
И мы уверены, что впереди у вас новые победы и достижения, новые открытия и свершения!