В государственном учреждении образования «Средняя школа №42 г. Витебска имени Д.Ф. Райцева» открыты пять классов интегрированного обучения и воспитания, а также работает пункт коррекционно-педагогической помощи.
Учителя-дефектологи:
Алексеева Наталья Петровна, учитель-дефектолог первой квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в классе интегрированного обучения и воспитания
Богатенок Наталья Дмитриевна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в классе интегрированного обучения и воспитания, а также в ПКПП школы
Заграюк Ирина Евгеньевна, учитель-дефектолог первой квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в классе интегрированного обучения и воспитания.
Павленко Елена Леонидовна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в классе интегрированного обучения и воспитания, а также в ПКПП школы
Карпова Варвара Александровна, учитель-дефектолог. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП школы.
График работы учителей-дефектологов
№ |
Ф.И.О. учителя-дефектолога |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1. |
Алексеева Н. П. |
09.00-16.05
|
08.00-14.30 консультативная работа 09.00-09.20 |
09.00-16.05 |
09.00-15.10 |
09.00-14.10 |
2. |
Богатенок Н. Д. |
10.55-17.40 консультативная работа 17.20-17.40 |
11.25-17.45 |
10.55-17.45 |
10.10-17.45 |
11.55-17.45
|
3. |
Заграюк И. Е. |
08.00-11.00
|
08.00-13.00 |
09.00-13.00 |
08.00-13.45 консультативная работа 11.00-11.20 |
09.00-13.00 |
4. |
Карпова В. А. |
10.40-17.20 |
10.20-17.10 |
10.35-18.35
|
10.35-17.20 консультативная работа 10.05-10.25 |
10.50-16.20 |
5. |
Павленко Е. Л. |
08.55-16.05 |
10.00-16.40
|
09.50-16.05
|
09.50-16.00 |
09.00-16.05 консультативная работа 10.30-10.50 |
2 апреля
2 апреля – Всемирный день распространения информации
о проблеме аутизма
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помогать людям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни.
Согласно принятой в РБ Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм – это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности. По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств (от англ. pervasive – проникающий, распространяющийся повсюду), то есть охватывающих все области психики.
Тема аутистических расстройств изучается в настоящее время очень и очень подробно, но, тем не менее, остается достаточно много нерешённых вопросов.
Что на сегодняшний момент мы знаем про аутизм:
До настоящего времени нет единой концепции относительно причин возникновения раннего детского аутизма (РАС). Известно, что в этиологии и патогенезе данного расстройства важную роль играют генетические и биологические факторы (в том числе органическое поражение головного мозга вследствие хромосомных или метаболических нарушений).
Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.
Аутизм-это спектральное расстройство. Спектр означает многообразие проявлений заболевания – от лёгких, хорошо поддающихся коррекции случаев, до самых тяжелых случаев, таких, когда речь идёт об инвалидности.
Причины развития заболевания изучены недостаточно. Современные представления говорят о том, что аутизм-это нейробиологическое расстройство, т.е. клетки головного мозга у детей с аутизмом функционируют необычным образом. Многочисленные мировые исследования выявляют множество причин развития заболевания, а это значит, что аутизм может постучать в любую дверь, прийти в любую семью.
Необходимо помнить, что ребёнок рождается с аутизмом, а проявления расстройства заметны в первые три года жизни ребёнка. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности.
На что родителям необходимо обратить внимание в раннем возрасте:
- безразличие к голосу (отсутствие общения с матерью, интереса к людям, равнодушие к голосу и к лицу матери, отсутствие улыбки при виде человеческого лица) – эти особенности проявляются уже в первое полугодие жизни;
- отсутствие сосредоточенного взгляда («скользящий, отсутствующий взгляд»), отсутствие указательного жеста и совместного внимания. Обычно развивающийся ребенок, начиная с возраста 9-14 месяцев, сосредоточившись на каком-либо предмете, пытается взглядом, указательным жестом, вокализацией привлечь внимание другого человека к этому же предмету;
- наличие стереотипных движений руками и пальцами;
- отсутствие игры «понарошку», в которой предметы используются так, как если бы они имели другие свойства или другие характеристики. Такая игра в норме появляется в возрасте 12-15 месяцев. Аутичные же дети манипулируют предметами, не проявляя интереса к их назначению;
- особенности речевого развития (задержка речевого развития, необычная речь).
Пока ребенок еще очень мал, все вышеперечисленные разрозненные особенности воспринимаются как временные или незначительные – "все пройдет, образуется". Но на 2-м, чаще на 3-м году родители "открывают" тревожащую необычность ребенка. Чаще всего это случается, когда казавшиеся разрозненными и случайные особенности поведения сплетаются в клубок, а возраст уже не оставляет возможности надеяться на "завтра".
Аутизм, как ни какое другое заболевание, окружен множеством мифов, налётом таинственности и необычности. И это очень мешает адекватному восприятию заболевания. Распространение информации об аутизме – это профилактика шарлатанства.
Своевременное обращение к специалистам в области охраны психического здоровья, вовремя установленный диагноз необходимы прежде всего для того, чтобы определить программу дальнейшей эффективной реабилитации ребёнка.
Детский аутизм-заболевание не новое, однако, сохраняющийся интерес к проблеме не случаен, он обусловлен ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости, осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и постановки диагноза аутизма и других расстройств аутистического спектра (РАС), высоким уровнем инвалидности. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет серьёзные последствия для самих детей, их семей и общества в целом.
Ранняя диагностика заболевания, коррекция сопутствующих нарушений, индивидуальный подход по подбору основных психолого-педагогических стратегий, длительная коррекционная работа являются важнейшими составляющими для успешной социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.
16 ноября - Международный день толерантности
16 ноября во всем мире отмечают Международный день терпимости (или толерантности - его называют по-разному). Его цель - напомнить нам о важности принципов терпимости и взаимного уважения. Члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости 16 ноября 1995 года. А уже в 1996-м в этот день был отмечен первый праздник терпимости. Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно декларации, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
Отмечая День терпимости, белорусы присоединяются к миролюбивому сообществу землян. Каждый из нас должен стремиться поддерживать принципы терпимости, взаимного уважения и мирного сосуществования. И именно об этом напоминает этот день.
Слово «толерантность» произошло от латинского «tolerantia» – терпение. Основные принципы толерантности:
- Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.
- Уважение различий.
- Понимание индивидуальной неповторимости.
- Взаимодополняемость как основная черта различий.
- Взаимозависимость как основа совместных действий.
- Культура мира.
- Сохранение памяти.
- Также к числу этих принципов следует, прежде всего, отнести: отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее.
- Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.
Очень важно в нашем мире,
В век прогресса, скоростей,
Быть добрее, и терпимей,
И открытым для людей.
Меньше зла, добро творите,
Без него никак нельзя.
Доброту в сердца впустите,
Всех вас с праздником, друзья.
Толерантным быть несложно.
Будем же, друзья, отныне,
Мы стараться, как возможно,
Быть добрее и терпимей
3 декабря-Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь, отмечается Международный день инвалидов. Его цель - продвижение прав инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также привлечение внимания широкой общественности к проблемам инвалидов. Эта дата - день особого внимания к людям с ограниченными физическими возможностями, день, призваны напомнить, что мы всегда должны помнить о тех, кто нуждается в нашем содействии и помощи.
Несмотря на значительные преграды, эти люди доказали обществу и прежде всего себе, что они в силах преодолеть многое. Подлинное уважение вызывает их активная жизненная позиция, участие в общественно-политической жизни, умение проявить себе в творчестве, спорте и других видах деятельности.
21 МАРТА – Международный день человека с синдромом Дауна
Синдром Дауна – это генетическое нарушение, при котором в 21-й паре хромосом оказывается три хромосомы вместо двух. Вместо обычных 46 хромосом в каждой клетке получается 47. И день, и месяц для этого события были выбраны не случайно – они отражают природу возникновения патологии. Март выбран потому, что синдром Дауна представляет собой трисомию (март - третий месяц года) по 21 хромосоме (потому и 21 марта).
Синдром Дауна впервые описал в 1866 году британский врач Джон Лэнгдон Даун. В 1959 году французский ученый Жером Лежен обосновал генетическое происхождение этого синдрома.
Людей с синдромом Дауна часто называют «солнечными людьми» потому, что они очень любвеобильные, открытые, улыбчивые и отзывчивые, хорошо идут на контакт. Такие дети отстают в развитии, но при своевременном начале коррекции и социализации они могут достигать нормального уровня развития.
Для «солнечных людей» характерны некоторые внешние отличия: плоская форма лица и переносицы, короткая шея, маленькие уши, раскосые глаза, короткие руки, ноги и пальцы, а на ладонях расположена только одна складка. Такие люди имеют слабый мышечный тонус, гиперподвижность суставов, низкий рост, иногда — открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением нёба).
Официальным символом синдрома Дауна является желто-синяя ленточка. С символикой заболевания также традиционно связан оранжевый цвет.