Зеленые школы

В Республике Беларусь стартовал международной проект «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне» финансируемый Европейским Союзом и реализуется Программой развития ООН в партнерстве с Министерством образования Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в 2018-2022 гг., направленный на создание и развитие «зеленых школ», поддержку мониторинговых клубов и общественных координационных экологических советов.
Проект «Зеленые школы» – комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования, информированности молодёжи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.

Цель проекта «Зеленые школы» – создание сети «Зелёных школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных исполнительных и распорядительных органов.

Основными задачами проекта «Зеленые школы» являются:
формирование высокой экологической культуры учащихся, повышение их социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды; повышение уровня экологического образования учащихся;
формирование экологически ориентированного поведения учащихся в отношении решения вопросов устойчивого развития через приобретение практических навыков;
внедрение в практику работы учреждений образования мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами;
информирование учащихся, педагогических работников, законных представителей несовершеннолетних учащихся по вопросам сохранения биоразнообразия, экономии водных ресурсов и энергии, обращения с отходами, экологически грамотного потребления товаров и услуг; интеграция учреждений общего среднего образования в международную сеть «Зеленых школ»;
развитие сотрудничества между учреждениями образования, между учреждениями образования и территориальными органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, между учреждениями образования и местным населением.

Выписка из приказа  от 31.08.2021 №219

 

 

О продолжении  деятельности

по реализации проекта «Зеленые школы»

 

         С целью внедрения новой эффективной модели в области экологического образования, формирования у обучающихся ценностного отношения к природе

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Продолжить работу по реализации проекта « Зеленая школа» в ГУО « Средняя школа №42 г. Витебска имени Д.Ф. Райцева»
  2. Назначить ответственным за организацию проекта « Зеленая школа» Полянскую И.И., заместителя директора по учебной работе.
  3. Утвердить план мероприятий в рамках работы проекта на 2021/2022 учебный год.
  4. Утвердить творческую группу по реализации проекта:

Глуховский О.М. – заместитель директора по хозяйственной работе;

Зайцева Ю.Н. - учитель химии;

Королюн Л.И. – учитель начальных классов;

Данилова П.С. – учитель начальных классов;

Петрова О.Г. – учитель географии;

Романовская Ю.С. – учитель биологии;

Чигарев Д.Л. – учитель физики;

Минина Т.Г. – учитель математики.

  1. Назначить ответственным за размещение информации на сайте и других интернет ресурсах Кунцевич Е.В.
  2. Привлечь к реализации плана мероприятий учащихся І, ІІ, ІІІ ступени обучения, их законных представителей.
  3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя директора по учебной работе Полянскую И.И.
свернуть

План работы ГУО «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева» по реализации проекта «Зеленые школы» на 2021/2022 учебный год  

                                                 

 

План работы ГУО «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева» по реализации проекта «Зеленые школы»

на 2021/2022 учебный год

 

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственные

1

Приказ о начале работы по реализации проекта «Зеленые школы»

сентябрь

2021 г.

Лозина Л.А., директор школы

2

Проведение инструктивно - методических совещаний с педагогами, реализующими образовательный проект «Зеленые школы»

2 раза в год

Полянская И.И.,

заместитель директора по учебной работе

3.

Направление «Биоразнообразие»:

 

 

Романовская Ю.С., учитель биологии

 

Задание 1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования.

апрель-май   2022 г.

 

 

 

Задание 1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования

апрель-май   2022 г.

 

 

 

Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных и  интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования

май   2022 г.

 

 

 

Задание 1.4. Изучить  разнообразие птиц на территории учреждения образования

январь-февраль

2021 г.

 

 

Задание 1.5. Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования

март-июнь 2022 г.

 

 

Задание 1.6. Провести анализ ситуации по биоразнообразию и разработать план на три года по увеличению биоразнообразия  в учреждении образования.

май 2022 г.

 

 

 

Задание 1.7.  Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

октябрь 2021 - февраль

2022 г.

 

 

 

Задание 1.8. Создать и разместить на территории учреждения образования искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

март – апрель 2022 г.

 

 

 

Задание 1.9. Создать и разместить на территории учреждения образования убежища для беспозвоночных животных

 

 

 

 

Задание 1.10.  Создать и разместить на территории учреждения образования «Клумбу для бабочек»

апрель – июнь 2022 г.

 

 

Задание 1.12. Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории учреждения образования «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых

апрель-май

2021 г.

 

 

 

Задание 1.13. Посетить и собрать информацию о ближайшей к учреждению образования особо охраняемой природной территории

декабрь

 2021 г.

Петрова О.Г., учитель географии

 

4.

Направление «Энергосбережение»

 

 

 

Задание 2.1. Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования

ноябрь-декабрь

 2021г.

Глуховский О.М., заместитель директора по хозяйственной работе;

Данилова П.С., учитель начальных классов

Чигарев Д.Л., учитель физики, Минина Т.Г., учитель математики

 

Задание 2.3. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования и составить план действий по сбережению электроэнергии на год

декабрь

2022 г.

 

 

Задание 2.4. Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования.

Задание 2.5. Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома

февраль

2022  г.

5.

Направление «Водосбережение»

 

 

 

Задание 3.1. Провести изучение потребления воды в учреждении образования

март

2022 г.

 

Глуховский О.М.., заместитель директора по хозяйственной работе;

Зайцева Ю.Н., учитель химии;

Данилова П.С., учитель начальных классов

 

Задание 3.4. Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома

ноябрь

 2022 г.

6.

Направление «Обращение с отходами»

 

 

 

Задание 4.1. Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования.

декабрь

2022  г.

 

Петрова О.Г., учитель географии

 

Задание 4.5. Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче

ноябрь – декабрь

2021 г.

 

Данилова П.С., учитель начальных классов

7.

Направление «Качество атмосферного воздуха»

 

Зайцева Ю.Н., учитель химии

 

Задание 5.1. Изучит степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

октябрь – ноябрь

 2021 г.

 

 

 

Задание 5.2. Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образлования

декабрь- февраль     2022 г.

 

 

 

Задание 5.4. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

февраль     2022 г.

 

 

 

Задание 5.5. Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

февраль     2022 г.

 

 

 

 

Задание 5.6. Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

май 2022 г.

 

 

 

8.

Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом     (экологические инициативы)»

 

 

 

Задание 6.1. Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте

октябрь 2021 – май 2022  г.

 

 

 

 

Петрова О.Г., учитель географии;

Романовская Ю.С., учитель биологии;

Данилова П.С.., учитель начальных классов;

Минина Т.Г., учитель математики

Чигарев Д.Л., учитель физики;

 

 

 

 

 

 

Задание 6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися

 

Задание 6.3. Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения.

 

Задание 6.4.  Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ

9

Размещение информации на сайте школы

сентябрь

2021 г.-

 июнь 2022 г.

Кунцевич Е.В., учитель информатики

10

Составление отчета о реализации образовательного проекта «Зеленые школы»

до 16  июня 2022 г.

Полянская И.И., заместитель директора по учебной работе

 

 

свернуть

Отчёт по проекту «Зелёные школы»

Отчёт по проекту «Зелёные школы»

1. Полное официальное название

 учреждения образования

Государственное учреждение образования «Средняя школа№42 г.Витебска имеи Д.Ф.Райцева»

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования

Лозина Людмила Анатольевна

3. Почтовый адрес учреждения образования

 

2100038, г. Витебск, улица Петруся Бровки,23а

4. Телефон (с кодом)

80212634064

5. Факс (с кодом)

-

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования

Sch42@pervroo-vitebsk.gov.by

7. Ф.И.О. педагогического работника,

отвечающего в учреждении образования за работу

по проекту Зелёные школы

Полянская Ирина Ивановна, заместитель директора по учебной работе

8. Контактный телефон педагогического работника,

отвечающего в учреждении образования за работу

по проекту Зелёные школы

+375292919998

9. Адрес электронной почты педагогического работника,

отвечающего в учреждении образования за работу

по проекту Зелёные школы

ira.polyanskaya.2015@mail.ru

10. Общая численность педагогических работников

 учреждения образования

58

11. Количество педагогических работников

учреждения образования, принимающих участие

в реализации проекта Зелёные школы

36

12. Общая численность учащихся

в учреждении образования

675

13. Количество учащихся учреждения образования,

принимающих участие в реализации

проекта Зелёные школы

675

14. Каким образом реализуется проект Зелёные школы в учреждении образования (через учебную деятельность, факультативы, организационно-воспитательные часы, кружковую работу и т.п.)

- через учебную деятельность;

-факультативные занятия «Зеленые школы»;

- занятия объединений по интересам «Юные экологи»;

- воспитательную работу (мероприятия, классные и информационные часы)

15. Сроки реализации проекта Зелёные школы

в учреждении образования

октябрь 2020 г.– июнь  2021 г.

16. Количество заданий, выполненных по соответствующим направлениям проекта Зелёные школы:

  • Биоразнообразие
  • Энергосбережение
  • Водосбережение
  • Обращение с отходами
  • Качество атмосферного воздуха
  • Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом

Общее количество выполненных заданий

 

 

 

8

3

2

2

2

2

 

19

17. На диплом какого уровня претендует школа

3 степени

Анализ ситуации

1. Цель работы: формирование экологически ориентированного поведения учащихся в отношении решения вопросов устойчивого развития через вовлечение учащихся, их родителей, коллектива работников школы в природоохранную деятельность.

Задачи:

·      проведение мероприятий по изучению и сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами;

·      участие в республиканских, областных, районных и местных акциях, конкурсах и фестивалях;

·      пропаганда экологических знаний через местные СМИ;

·      сотрудничество в рамках проекта «Зеленые школы» с другими организациями (ГЛХУ «Витебский лесхоз», Государственное учреждение дополнительного образования «Витебский областной дворец детей и молодежи», другие учреждения образования).

 

2. Уровень результативности: средний

Школа активно участвует в экологических конкурсах и акциях. В 2020/2021 учебном году приняли участие в следующих мероприятиях: республиканский конкурс-выставка «Юннат – 2020 г.», областная культурно – экологическая акция «Поможем пернатому другу», областной этап международного детского экологический форум «Зеленая планета», областном конкурсе «Зеленые школы. Думай о будущем», городской конкурс виртуальных экологических экскурсий и путешествий «Природа Беларуси», городской конкурс «Сотвори птичке домик», открытый городской конкурс с международным участием «ЭКОЛЕНД», районный конкурс рисунков «Разделяя, помогай!», районном этапе акции «Неделя леса- 2021 г.», районном конкурсе фотографий «Красота родной природы!», городском конкурсе рисунков и видеороликов,  в рамках проекта «Зеленые школы».

На областной конференции научно – исследовательских работ учащаяся 8А класса Сорока Дарья получила диплом ІІ категории за работу «Эффективность методов борьбы с борщевиком Сосновского на территории Витебского района». На международной конференции научно – исследовательских работ учащаяся 10 класса Сорока Дарья получила диплом І степени за работу «Как защититься от комаров», и диплом ІІІ степени на областной конференции. На 2 этапе республиканской олимпиады по учебным предметам учащаяся 10 класса Добыш Полина получила диплом ІІ категории, учащиеся 8А класса Алексеева Валерия, Костюкова Дарья – дипломы ІІІ категории по биологии.

               В 2020 г. школа награждена дипломом за победу в районном конкурсе среди учреждений образования в номинации «Благоустройство территорий учреждения образования».

Степень достижения поставленных задач оцениваем как среднюю.

 

3. Результаты оценивались через наблюдение за поведением школьников, опрос их родителей, анкетирование учащихся, родителей, афиширование и обсуждение результатов деятельности на родительских собраниях, проведение экологических акций, игр и викторин, анализ полученных данных.

Выполнение заданий по проекту можно оценить по количеству детей, способных свободно ориентироваться в вопросах, затронутых проектом. А так же по таким критериям как более бережное отношение школьников к электроэнергии и воде в школе и дома, активное участие в раздельном сборе мусора (из личных наблюдений и со слов родителей и учителей). Разговор с родителями на родительском собрании позволяет делать вывод о приобретении отдельными детьми некоторых полезных привычек.

К сожалению, не все родители достаточно активно вовлечены в выполнение заданий проекта по энергосбережению, водосбережению, качеству атмосферного воздуха,  раздельному сбору отходов. Жители микрорайона школы (ул.П.Бровки - В.Интернационалистов) привлекаются к решению поставленных задач редко. Мы надеемся, при дальнейшем участии, заинтересовать как можно больше людей.

 

4. План действий в новом учебном году: продолжить работу по проекту «Зелёные школы», увеличить количество выполненных заданий по каждому разделу проекта; обновлять информацию на сайте и школьных стендах,  при повторном выполнении заданий; провести анкетирование в начале и в конце учебного года для возможности более достоверного оценивания результатов; привлечь более широкий круг активных участников проекта, осветить работу в средствах массовой информации, повысить результативность участия в конкурсах.

 

 

Выполнение заданий

  1. Направление «Биоразнообразие»

Цель: : изучить видовое биоразнообразие и способы его увеличения на пришкольной территории, биоразнообразие  ближайшей к школе охраняемой территории

 

Задачи:

  • изучить различными методами видовое разнообразие растений, птиц, насекомых, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников;
  • создать картосхему пришкольной территории;
  • изготовить и разместить кормушки, искусственные гнездовья для птиц, убежище для летучих мышей, убежища для беспозвоночных животных;
  • создать «дикий луг», «клумбу для бабочек»;
  • посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению ООПТ;

 

Задание

Даты выполне-ния

Кол-во

участ-ников

Целевые группы

Ответств. педагогический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1

1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), используя квадратную рамку со стороной 1 м.

Апрель-май 2021

 

35

 

 

9-10 классы

 

 

Романовская Ю.С.

 

1.Создание группы учащихся по изучению изменчивости видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания.

2. Создание квадратной рамки со стороной 1 м.

3.Знакомство с правилами работы.

4. Выбор 4-х участков для изучения с различными условиями среды обитания растений.

5. Экскурсия на пришкольную территорию для выполнения задания.

6.Видовое и количественное определение травянистых растений, составление списков.

7.Фотографирование изучаемых участков.

8.Оформление результатов.

1.Произведен  количественный  и качественный  анализ  растений,  произрастающих  в  различных  условиях  на пришкольной территории (на 4-х участках).

2.На  сайте  учреждения  образования  размещена  информация  (отчет)  о результатах  изучения   разнообразия  травянистых  растений,  произрастающих  в различных  условиях.

2

1.4.Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Январь-февраль 2021

118

43

2,4 классы

5,8 классы

Королюн Л.И.

Романовская Ю.С

1.    Создание групп учащихся.

2.    Выбор места для наблюдения на пришкольном участке.

3.    Знакомство с правилами работы с определителями.

4.    Составление плана пришкольной территории и обозначение на нём точек мест наблюдения.

5.Определение видов птиц и наблюдение за их деятельностью.

 

1.  Определены 11  видов птиц, обитающих на пришкольной территории (с помощью определителей).

2.  Создана  картосхема пришкольной территории.

3.   На карте-схеме обозначены местонахождения 11 видов птиц.

4.  Фотографии птиц и картосхема размещены в фойе школы 1 этажа  на стенде  и на  сайте.

5.  Членами объединения по интересам заполняются дневники фенологических наблюдений за птицами.

6.  Открытое воспитательное мероприятие “Путешестаие в мир птиц зимой”

3

1.7.Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Октябрь 2020 г.-февраль 2021 г.

11

 

34

2, 4 классы

 

5-11 классы

Королюн Л.И.

Павлова Н.Н.

Романовская Ю.С.

Шелковский И.И.

 

1.   Обучение правилам безопасности при изготовлении кормушек.

2.    Изготовление кормушек.

3.   Изучение информации о видах корма для птиц, сбор корма и подкормка птиц в зимнее время.

4.   Видовое определение прилетающих на кормушки птиц.

5.   Наблюдения за птицами, фотографирование птиц.

6.   Составление отчёта по форме со списочным составом и фотографиями

1.  Изготовлены кормушки ( на уроках трудового обучения,  дома с родителями).

2.  Кормушки развешены на деревьях пришкольной территории.

3.  Фото, отчёт о количестве и разнообразии наблюдаемых птиц размещены на сайте.

4. Участие в районном  этапе акции «Поможем пернатому другу»

5. Школьный выставка – конкурс «Чудо - столовая»

4

1.8. Создать и разместить на пришкольной территории искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

Март- апрель 2021 г.

111

 

8-11классы,

члены объединения по интересам «Мастерок»

 Романовская Ю.С.

Шелковский И.И.

1.     Изготовления скворечников,  синичников, дуплянок, убежищ для летучих мышей.

2.     Изготовление искусственных гнездовий.

3.     Развешивание гнездовий на деревьях пришкольного участка, плодового сада, в дендропарке.

4.     Составление отчёта по форме со списочным составом и фотографиями по всем пунктам.

1.     Изготовлены 7 скворечников, 33 синичников, 10 дуплянок, 1 убежище для летучих мышей (на уроках трудового обучения, на занятиях объединения по интересам «Мастерок» под руководством учителя, дома с родителями).

2.     Искусственные гнездовья размещены на деревьях  на  пришкольной территории.

3.     Составлена картосхема пришкольной территории с обозначением местонахождения искусственных гнездовий.

4.Отчёт о проделанной работе, списки учащихся и фотографии  размещены на сайте.

5

1.9.  Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, убежища для беспозвоночных животных.

Апрель-май 2021

111

8-10 классы

Романовская Ю.С

1.Проведена беседа с учащимися «Типы убежищ для беспозвоночных».

2. Создание рабочих групп учащихся для выполнения задания.

3. Изучение пришкольной территории и определение места для создания убежищ.

4. Сбор необходимого материала для создания убежищ.

5. Создание убежищ: связки сучьев, куча из листьев, куча камней, продырявленные спилы деревьев, перевернутые глиняные цветочные горшки, многоэтажный отель для насекомых.

1.Изготовлено 7 убежищ для беспозвоночных, их размещение отмечено на картосхеме пришкольной территории.

2. Отчет  и фотографии размещены на сайте учреждения образования.

3. Школьный конкурс на лучший домик для беспозвоночных животных

 

6.

1.10.  Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, «Клумбу для бабочек».

Апрель-август 2020, апрель-июнь 2021

66

8  классы

 

 

Романовская Ю.С.

 

 

 

 

1. Выбор подходящего места на пришкольной территории для создания «Клумбы для бабочек».

2. Подбор видов цветов для посадки и их количество.

3.Определение времени посадки цветов, подбор инвентаря для посадки.

4. Проведение инструктажа по правилам безопасной работы с инвентарем во время посадки, посадка цветов.

5. Проведение необходимых агротехнических приёмов.

6. Фотографирование.

1.Создана «Клумба для бабочек».

2.Местонахождение клумбы отмечено на картосхеме пришкольной территории.

3.Фотоотчет размещен на сайте учреждения образования.

 

7

1.12. Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на пришкольной территории «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых

Апрель-май 2021

 

 

 

176

1-4 классы

 

5-10 классы

 

 

Королюн Л.И.

Павлова Н.Н.

Романовская Ю.С.

Полянская И.И.

1. Выбор подходящего места на пришкольной территории для посадки деревьев и кустарников.

2. Подбор видов деревьев и кустарников для посадки и их количества.

3. Определение время посадки, подбор инвентаря, выбор участников.

3. Проведение инструктажа по правилам безопасной работы с инвентарем во время посадки деревьев и кустарников.

4.Посадка деревьев и кустарников, полив.

Этапы создания «дикого луга»:

1. Выбор подходящего места на пришкольной территории.

2.Проведение экскурсии с изучением видового состава травянистых растений, произрастающих на территории «дикого луга».

3.  Составление списка видов травянистых растений, произрастающих на территории «дикого луга».

4.Фотографирование территории «дикого луга».

1. Составлен список видов и количество посаженных деревьев.

2.Часть школьной территории выделена под «дикий луг».

3. Отмечено расположение «дикого луга» на картосхеме.

4.Фотоотчет размещен на сайте учреждения образования.

8

1.13. Посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект)

Декабрь 2020

 

89

6  классы

 

 

 

 

Петрова О.Г.

 

 

1.Изучение доступной информации о Лужеснянском дендропарке

3.Посещение ООПТ.

4.Изучение уникальности ООПТ.

5.Изучение  видов диких животных и дикорастущих растений, включенных в Красную книгу РБ, обитающих на ООПТ.

6.Оформление картосхы ООПТ.

1. Оформлена картосхема ООПТ.

2. Сделано краткое описание уникальности ООПТ.

3. Рядом с картосхемой размещены изображения видов птиц и дикорастущих растений, занесенных в Красную книгу РБ (размещены на сайте школы).

4. Создание видеоролика о посещении дендропарка.

5. Проведены экологические информационные минутки с использованием картосхемы охраняемой территории.

6.Проведены классные часы «11 января - Международный День заповедников и национальных парков, презентация «Заповедники и национальные парки Беларуси», устный журнал «Зеленая планета», викторина-квиз «В заповедном мире», виртуальное путешествие «По страницам Красной Книги».

 

 

  1. Направление «Энергосбережение»

Цель: приобщить обучающихся, родителей, работников школы к рациональному энергопотреблению в школе и дома.

Задачи:

  • изучить структуру энергопотребления в школе и дома;
  • провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе (установить основные причины нерационального использования электроэнергии) исоставить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год.

Задание

Даты выполнения

Кол-во участ-ников

Целевые группы

Ответств. педагогический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

2.1.Провести изучение потребления электроэнергии в школе

Ноябрь- декабрь 2020

23

 

 

7Б класс

Колесник С.В.

Александрова Е.А.

Чигарев Д.Л.

 1.Сбор первичной информации и анализ потребления электрической энергии.

2.Создание схем потребления электроэнергии в школе.

3. Создание рабочих  групп обучающихся, которые будут проводить  изучение основных приборов, потребляющих электроэнергию, места потребления электроэнергии, режим работы приборов.

4.Составление таблицы, с данными по потреблению электро-энергии в школе за октябрь – ноябрь 2020 г.

5.Размещение в фойе школы на стенде «Энергосбережение» информации о потреблении электроэнергии в школе.

 6. Ознакомление учащихся  школы с результатами исследования на заседании школьного научного общества «Эрудит»

 1. Выяснили источник электроснабжения здания школы, изучили приборы, которые несут основную электрическую нагрузку.

2. Созданы схемы  на  которых  указаны направления использования электроэнергии (основные приборы), их количество, номинальная мощность..

3. Фотографии, список  учащихся размещены  на сайте школы и в школе на информационном стенде «Энергосбережение»

2

2.3.Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год

Декабрь 2020

 

23

7Б класс

Колесник С.В.

Александрова Е.А.

1.Анализ эффективности использования энергии в школе.

2.Поиск возможных путей снижения энергопотребления.

3.Составление плана действий по сбережению электроэнергии и тепла в школе на 2020/2021 год.

4.Согласование плана с администрацией школы.

5.Ознакомление с планом обучающихся на классных часах, родителей на родительском собрании, педагогов и технический персонал на совещаниях при директоре, размещение его на сайте учреждения образования.

1. Составлен план действий по сбережению электроэнергии в школе.

2.  План согласован с администрацией учреждения образования, доведен до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования.

3.Мероприятия, посвященные Международному Дню энергосбережения (информационные часы, устный журнал, конкурс рисунков и др.)

4. Информация размещена на сайте школы.

3

2.5.Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома

Февраль 2021

138

3-4 классы

Королюн Л.И.

 

1.Изучение потребления электроэнергии дома (эксперимент, анкетирование)

2.Подготовка образцов изучения потребления электроэнергии  дома.         

3.На классных часах разработаны семейные памятки по рациональному использованию электроэнергии «Энергосбережение в быту» и тепловой энергии дома «Сбережём тепло своего дома».

4.Подготовка и распространение среди обучающихся и населения  памяток по рациональному использованию электроэнергии.

1.Составлен отчет.

2.Образцы результатов изучения потребления электроэнергии дома и разработанные семейные памятки по рациональному использованию энергии дома распространены среди учащихся и их родителей, размещены на сайте школы.

 

 

  1. Направление «Водосбережение»

Цель: сформировать навыки водосбережения, исследование возможностей рационального использования и сбережение воды в школе и дома с последующим внедрением водосберегающей модели действий в повседневную практику

Задачи:

  • изучить структуру водопотребления в семье и школе;
  • провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и дома.

 

Задание

Даты выполне-ния

Кол-во

 участников

Целевые группы

Ответств. педаго­гический работник

 Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

3.1.Провести изучение потребление воды в  школе

Апрель 2021

31

 

8  классы

 

Быкова Н.М.

Любочко А.В.

1.    Проведена беседа «Значение воды для жизни».

2.    Проведено изучение потребления воды в школе.

3. Изучены данные по ежемесячному расходу воды в школе.

4. Составлен отчет по результатам изучения.

1. Изучены и проанализированы данные (из журнала учёта)  по расходу воды в школе с сентября 2019 г.по февраль 2020 г..

2. Информация размещена в школе на информационном стенде, на сайте школы.

2

3.4. Провести

изучение

потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды

Ноябрь 2020

165

16

8-11 классы

4 семьи

Быкова Н.М.

Любочко А.В.

1.  Инструктаж об особенностях проведения задания и технике безопасности при работе.

2.  Разделение учащихся на группы и  выполнение заданий в них.

3. Анализ полученных результатов

4.  Информирование учащихся и педагогов о проделанной работе.

5. Составление отчёта.

1.Анкетирование «Использование воды в доме»

2.Изучение показателей потребления воды за месяц

3.Разработанные семейные памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома размещены на информационном стенде, сайте школы.

 

 

 

  1. Направление «Обращение с отходами»

Цель: вовлечение учащихся в деятельность по уменьшению объёма отходов и правильному управлению отходами в пределах школы и дома.

Задачи:

1) изучить состав и количество образующихся отходов в школе и дома;

2)  показать пути решения проблемы отходов, разработать памятки по минимизации  отходов в школе и дома.

 

Задание

Даты

выполнения

Кол-во

участников

Целе­вые группы

Ответств. педаго­гический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

4.1. Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования

Декабрь 2020 г.

53

 

9 классы

Петрова О.Г.

 

 

 

1.Организация исследований фракционного состава бытовых отходов в школе. Определение мест сбора отходов.

2. Изучение состава отходов. Отображение состава бытовых отходов школы в сводной таблице.

3. Составление отчёта и информирование учащихся на информационных часах.

1.Составлен отчет по результатам изучения с указанием источников и состава отходов.

2. Отчет размещен на сайте школы.

2.

4.5. Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче

Ноябрь - декабрь 2020

138

138

3,4 классы

Родители

Павлова Н.Н.

1.Анкетирование родителей «Мусор в жизни человека»

2.Эксперимент «Количество и виды мусора в домашних условиях»

3. Анализ проведенной работы.

4.Разработка семейных памяток и рекомендаций по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.

1.Изучен фракционный состав мусора, образующегося в домашних условиях.

2.Участие в выставке газет и памяток в рамках мероприятий, приуроченных  «Дню Земли».

3. Образцы результатов изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях, разработанные семейные памятки по минимизации отходов размещены на сайте школы.

 

 

  1. Направление «Качество атмосферного воздуха»

Цель: изучить качество атмосферного воздуха в микрорайоне школы

Задачи:

1) выявить источники загрязнения атмосферного воздуха;

2)разработать памятки по минимизации загрязнения воздуха.

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный педагогический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

5.1 Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Октябрь-ноябрь 2020

21

 

 

 

 

7- 11 классы

Быкова Н.М.

Любочко А.В.

 

 

 

1.  Разделение учащихся на группы и  выполнение заданий в них.

2.Проведено изучение степени загрязнения атмосферного воздуха методом биоиндикации в микрорайоне учреждения образования.

3. Анализ полученных результатов, составление отчета

1.Изучена степень загрязнения атмосферного воздуха.

2.Составлена картосхема с указанием наблюдаемых площадок.

3.Составлен отчет и размещен на информационном стенде, сайте школы.

 

 

2

5.4.Вывить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Октябрь-ноябрь 2020

16

7-10 классы

Быкова Н.М.

Любочко А.В.

 

 

1. Изучение нахождение промышленных предприятий, их инфроструктуры на территории микрорайона учреждения образования.

2. Выявлены причины загрязнения воздуха.

3. Анализ ситуации

 

1.Разработанные семейные памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома размещены сайте школы.

2. Участие в выставке газет и памяток в рамках мероприятий, приуроченных  «Дню Земли».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

Цель: информирование учащихся и общественности по вопросам экологически грамотного поведения в природе и обществе.

Задачи: проводить информационно-экологические мероприятия; выдвигать природоохранные инициативы, участвовать в экологических конкурсах, проектах, акциях и т. д.

 

Задание

Даты выполнения

Кол-во участников

Целевые группы

Ответственный педагогический работник

Краткое описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися (не реже одного раза в год) 

Январь 2021 г.

71

7 классы

10 класс

Петрова О.Г.

Романовская Ю.С.

Выпуск агитационно-информационного материала: экологических листовок, памяток, плакатов в ходе участия в акциях  «Сбережем зеленую ель», «Поможем пернатому другу», «День Земли», «Птичкам – невеличкам другом верным будь», «Беречь природы дар бесценный!»  и др.

1.Размещение информационного материала в общедоступных местах для местного населения Раздача листовок.

2.Работа книжной  выставки «Листая зеленые страницы», QR- марафон в рамках работы областного инновационного (исследовательского) проекта.

3. Участие в экоуроке «Лесомания»

4.Размещение информации на сайте школы.

2.

6.4. Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ 

Февраль-апрель 2021

532

1-11 классы

Павлова Н.Н.

Королюн Л.И.

Романовская Ю.С.

 

 

 

 

 

Проведение акций: «Сбережем зеленую ель!», «Поможем пернатому другу», «День Земли», «Сделаем наш школьный двор чистым и уютным», «Сдай батарейку – получи лотерейку!»,  «Посади дерево»,  Участие в акциях «Неделя леса». Мероприятия, проводимые в рамках «Дня Земли», «Часа Земли»

 

Акция «Неделя леса» освещена в СМИ (статья опубликована в газете «Витьбичи» (https://www.vitbichi.by/news/obshchestvo/obrazovanie/post47377.html).

 

 

свернуть

Анкета-заявка учреждения образования  для участия в проекте «Зелёные школы»  

Анкета-заявка учреждения образования  для участия

в проекте «Зелёные школы»

 

1. Полное официальное название учреждения образования (иного учреждения, организации)

Государственное учреждение образования « Средняя школа №42 г. Витебска имени Д.Ф. Райцева»

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения, организации)

Лозина Людмила Анатольевна

3. Почтовый адрес учреждения образования (иного учреждения, организации)

г. Витебск, улица Петруся Бровки, 23а,   2100038

4. Телефон (с кодом)

80212634064

5. Факс (с кодом)

-

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования (иного учреждения, организации)

Sch42@pervroo-vitebsk.gov.by

7. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

Полянская Ирина Ивановна

8. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

375292919998

9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

ira.polyanskaya.2015@mail.ru

10. Общая численность работников в учреждении образования (ином учреждении, организации)

100

11. Общая численность обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации)

684

12. С какого времени в учреждении образования (ином учреждении, организации) начата реализация проекта «Зелёные школы» (дата, номер приказа)

Приказ № 205 от 17.09.2020 г.

13. Другие дополнительные сведения об учреждении образования (иной организации, учреждении), которые бы вы хотели сообщить

-

 

свернуть

Выписка из приказа  17.09.2020  № 205

Выписка

из приказа  17.09.2020  № 205

О создании и организации деятельности

по реализации проекта «Зеленые школы»

        

С целью внедрения новой эффективной модели в области экологического образования, формирования у обучающихся ценностного отношения к природе

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Организовать работу по реализации проекта « Зеленая школа» в ГУО « Средняя школа №42 г. Витебска имени Д.Ф. Райцева»
  2. Назначить ответственным за организацию проекта « Зеленая школа» Полянскую И.И., заместителя директора по учебной работе.
  3. Разработать и утвердить план мероприятий в рамках работы проекта на 2020/2021 учебный год.
  4. Утвердить творческую группу по реализации проекта:

Александрова Е.А. – заместитель директора по хозяйственной работе;

Быкова Н.М.- учитель химии;

Колесник С.В. – воспитатель ГПД;

Королюн Л.И. – учитель начальных классов;

Павлова Н.Н. – учитель начальных классов;

Петрова О.Г. – учитель географии;

Романовская Ю.С. – учитель биологии;

Чигарев Д.Л. – учитель физики.

  1. Назначить ответственным за размещение информации на сайте и других интернет ресурсах Кунцевич Е.В.
  2. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя директора по учебной работе Полянскую И.И.
свернуть

План работы ГУО «Средняя школа №42 г. Витебска имени Д.Ф.Райцева» по реализации проекта «Зеленые школы» на 2020-2021 учебный год

План работы ГУО «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева» по реализации проекта «Зеленые школы»

на 2020/2021 учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственные

1

Приказ о начале работы по реализации проекта «Зеленые школы»

сентябрь

2020 г.

Лозина Л.А., директор школы

2

Проведение инструктивно - методических совещаний с педагогами, реализующими образовательный проект «Зеленые школы»

раз в месяц

Полянская И.И.,

заместитель директора по учебной работе

3

Создание вкладки «Зеленые школы» на сайте учреждения образования

октябрь

2020 г.

Кунцевич Е.В., учитель информатики

4

Направление «Биоразнообразие»:

 

 

Задание 1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования

май

2021 г

 

Романовская Ю.С., учитель биологии

 

Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных и  интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования

апрель-май  

2021 г.

 

Задание 1.4. Изучить  разнообразие птиц на территории учреждения образования

январь-февраль

2021 г.

Задание 1.7.  Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

октябрь 2020 – февраль

2021 г.

 

Задание 1.8. Создать и разместить на территории учреждения образования искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

март – апрель

2021 г.

 

Задание 1.10.  Создать и разместить на территории учреждения образования «Клумбу для бабочек»

апрель-август

2020,

апрель –июнь

2021 г.

Задание 1.12. Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории учреждения образования «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых

апрель-май

2021 г.

 

 

 

Задание 1.13. Посетить и собрать информацию о ближайшей к учреждению образования особо охраняемой природной территории

декабрь

 2020 г.

Петрова О.Г., учитель географии

 

5

Направление «Энергосбережение»

 

 

Задание 2.1. Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования

ноябрь-декабрь

 2020 г.

 

Александрова Е.А., заместитель директора по хозяйственной работе;

Колесник С.В.,

воспитатель ГПД,общественный инспектор

Задание 2.3. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования и составить план действий по сбережению электроэнергии на год

декабрь

2020 г.

 

Задание 2.5. Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома

февраль

2021 г.

Королюн Л.И., учитель начальных классов

6

Направление «Водосбережение»

 

 

Задание 3.1. Провести изучение потребления воды в учреждении образования

апрель

2021 г.

 

Александрова Е.А., заместитель директора по хозяйственной работе;

Быкова Н.М., учитель химии

Задание 3.4. Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома

ноябрь

 2020 г.

7

Направление «Обращение с отходами»

 

 

Задание 4.1. Провести изучение состава образующихся в учреждении образования отходов и проанализировать источники их образования.

декабрь

2020 г.

 

Петрова О.Г., учитель географии

 

Задание 4.5. Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче

ноябрь – декабрь

2020 г.

 

Павлова Н.Н., учитель начальных классов

8

Направление «Качество атмосферного воздуха»

Задание 5.1. Изучит степень загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Задание 5.4. «Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

 

 

октябрь – ноябрь

 2020 г.

 

 

Быкова Н.М., учитель химии

9

Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом     (экологические инициативы)»

Задание 6.1. Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте

Задание 6.2. Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися

Задание 6.4.  Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ

 

 

 

 

октябрь 2020 – май 2021 г.

 

 

 

 

 

Петрова О.Г., учитель географии;

Романовская Ю.С., учитель биологии;

Павлова Н.Н., учитель начальных классов;

Королюн Л.И., учитель начальных классов;

Чигарев Д.Л., учитель физики;

Колесник С.В., воспитатель ГПД

10

Размещение информации на сайте школы

октябрь

2020 г.-

 июнь

2021 г.

Кунцевич Е.В., учитель информатики

11

Составление отчета о реализации образовательного проекта «Зеленые школы»

до 15 июня 2021 г.

Полянская И.И., заместитель директора по учебной работе

12

Анализ работы. Составление плана на новый учебный год.

июнь

2021 г.

Полянская И.И., заместитель директора по учебной работе

 


 

свернуть