Страничка дефектолога

21 МАРТА – Международный день человека с синдромом Дауна

 

Синдром Дауна – это генетическое нарушение, при котором в 21-й паре хромосом оказывается три хромосомы вместо двух. Вместо обычных 46 хромосом в каждой клетке получается 47. И день, и месяц для этого события были выбраны не случайно – они отражают природу возникновения патологии.  Март выбран потому, что синдром Дауна представляет собой трисомию (март - третий месяц года) по 21 хромосоме (потому и 21 марта).

Синдром Дауна впервые описал в 1866 году британский врач Джон Лэнгдон Даун. В 1959 году французский ученый Жером Лежен обосновал генетическое происхождение этого синдрома. 

Людей с синдромом Дауна часто называют «солнечными людьми» потому, что они очень любвеобильные, открытые, улыбчивые и отзывчивые, хорошо идут на контакт. Такие дети отстают в развитии, но при своевременном начале коррекции и социализации они могут достигать нормального уровня развития.

Для «солнечных людей» характерны некоторые внешние отличия: плоская форма лица и переносицы, короткая шея, маленькие уши, раскосые глаза, короткие руки, ноги и пальцы, а на ладонях расположена только одна складка. Такие люди имеют слабый мышечный тонус, гиперподвижность суставов, низкий рост, иногда — открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением нёба).

Официальным символом синдрома Дауна является желто-синяя ленточка. С символикой заболевания также традиционно связан оранжевый цвет.

Инклюзивное образование в Республике Беларусь

Инклюзивное образование  обучение и воспитание, в процессе которых особые образовательные потребности всех обучающихся, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, удовлетворяются в учреждениях основного и дополнительного образования при создании в них соответствующих условий и наиболее полном включении в совместный образовательный процесс всех обучающихся.

Современное понимание инклюзивного образования состоит в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними.  

Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию, следующие:

-каждый имеет право на образование;

-все дети могут учиться;

-каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время;

-каждый нуждается в помощи в процессе обучения;

-школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей;

-различия естественны, ценны и обогащают общество;

-дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике;

- учителя не должны существовать сами по себе, они        нуждаются в               постоянной поддержке.

          Инклюзивное образование характеризуется следующими особенностями:

  • каждый ребенок, независимо от своих особенностей и способностей, имеет возможность посещать учреждение образования по месту жительства, где предоставлены возможности для реализации его потенциала и для взаимодействия с другими детьми; 
  • физическая среда и весь обучающий процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка;
  • весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует недискриминирующие и уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителям.

  

16 ноября- Международный день толерантности

16 ноября во всем мире отмечают Международный день терпимости (или толерантности - его называют по-разному). Его цель - напомнить нам о важности принципов терпимости и взаимного уважения. Члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости 16 ноября 1995 года. А уже в 1996-м в этот день был отмечен первый праздник терпимости.         Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».          Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно декларации, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

 Отмечая День терпимости, белорусы присоединяются к миролюбивому сообществу землян. Каждый из нас должен стремиться поддерживать принци­пы терпимости, плюрализма, взаимного уважения и мирного сосу­ществования. И именно об этом напоминает этот день.

Очень важно в нашем мире, В век прогресса, скоростей, Быть добрее, и терпимей, И открытым для людей. Меньше зла, добро творите, Без него никак нельзя. Доброту в сердца впустите, Всех вас с праздником, друзья. Толерантным быть несложно. Будем же, друзья, отныне, Мы стараться, как возможно, Быть добрее и терпимей!

 

3 декабря-Международный день инвалидов

Ежегодно 3 декабря во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь, отмечается Международный день инвалидов. Его цель - продвижение прав инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также привлечение внимания широкой общественности к проблемам инвалидов. Эта дата - день особого внимания к людям с ограниченными физическими возможностями, день, призваны напомнить, что мы всегда должны помнить о тех, кто нуждается в нашем содействии и помощи.

Несмотря на значительные преграды, эти люди доказали обществу и прежде всего себе, что они в силах преодолеть многое. Подлинное уважение вызывает их активная жизненная  позиция, участие в общественно-политической жизни, умение проявить себе в творчестве, спорте и других видах деятельности.

     2 апреля ежегодно проводится Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.  Термин «аутизм» (от греческого «autos» — сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Е.Блейхером в 1920г. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

     Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизнью, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций, ограниченностью интересов и повторяющимся репертуаром поведения.  Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Проявления аутизма могут быть заметны и у грудных детей, однако ярче проявляются после года, а очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. Ребенку с аутизмом НУЖНО И МОЖНО помочь адаптироваться во внешнем мире, для этого ему необходимы внимание, любовь, забота, обучение и воспитание.

 

 

 

Информация для педагогов

 

«Воспитание толерантного отношения к

 

детям с ОПФР»

 

Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю.

 

Антуан де Сент-Экзюпери

  Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. Мы - педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.

Проблема.  Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

  А так же проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОПФР. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми».

  • В связи с этим, следует помнить о педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения.

В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные вза­имоотношения не только между учи­телем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая на­полняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуж­дения и формированию эмоцио­нальной культуры детей. Хочется на­помнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, про­явление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

Толерантное отношение сверстников к детям с ОПФР.

      В современном образовательном пространстве интеграция признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с ОПФР, но и здоровых детей. Интеграция дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ОПФР. Эта неготовность имеет не только материально-техническую основу, но психологическую, морально – этическую.

   При этом следует отметить, что подготовке педагогов, психологов, социальных педагогов в настоящее время уделяется достаточно большое внимание – семинары, методические объединения, многочисленные публикации, мировые сообществе и т.д.. Подготовительная работа ведется и с особыми детьми и их родителями, тогда как здоровые дети оказались невовлеченными в подготовительный процесс, что порождает целый комплекс проблем и трудностей.

  Отсюда вытекает одна из первоочередных задач – формирование в обществе, и прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детям, сверстникам с недостатками в физическом и психическом развитии.

Сниженная способность учащихся данной категории к самостоятельному функционированию, особенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.

В условиях интеграции необходимо формировать у родителей, нормально развиваю­щихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

Рекомендуется для здоровых детей провести беседу, игру, помогающую им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи­ли его играть, общаться.

 Аккуратный внешний вид «особого» ребенка, его чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детей, желание с ним взаимодействовать, поэтому педагогу рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятным, носить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом. Данное требование достигается систематичес­ким руководством со стороны педагога и единой системой требований в школе и семье.

Учащиеся с особенностями в развитии испытывают потреб­ность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.

В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.

Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следую­щие формы, методы и приемы:

  1. Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность). Так, для воспитанников с синдромом Дауна характерна аккуратность, дисциплинированность, доброжелательность.
  2. Создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положи­тельно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка
    («посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).
  3. Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятель­ной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи;
    ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).
  4. Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной не­достаточностью. Рекомендуется рассказывать детям биографию амери­канского актера Криса Берка с синдромом Дауна, который за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премий. В Нью-Йорке есть школа, названная в его честь. К. Берк активно участвует в музыкальных программах, выпуска­ет музыкальные альбомы, выступает в школах и на конференциях. Актер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна – это не значит, что вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».
  5. Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).
  6. Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей.

Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей с особенностями

возможно организовать с включением элементов тренинга. Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:

1. Просветительский блок:

а) информационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое интегрированное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества интеграции детей с ОПФР, возможные трудности и проблемы;

б) законодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о белорусском и международном законодательстве, обеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;

2. Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:

а) разрушение барьеров, стереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к детям с особенностями и в общем к  людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;

б) развитие толерантности, формирование позиции принятия другого.

   Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать, элементарно налаживать контакты.

    Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач:

  • осознание собственной уникальности и уникальности других;
  •  развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;
  • овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.

Кроме того, психологом, педагогом социальным ведется работа с педагогами и с родителями. 

1) индивидуальное консультирование учителей, учащихся и их законных представителей;
2)  родительский университет «Социальная адаптация детей с ОПФР»;
3) выступления на родительских собраниях;
4)  семинары для классных руководителей («Взаимодействие с учащимся ОПФР», «Особенности воспитания», подготовка памяток для классных руководителей учащихся с ОПФР и пр.);
5)  выступление на часах информирования.

Преимущества совместного общения детей с ОПФР и здоровых детей.

  Как для детей с ОПФР, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

медицинского характера:

- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей  друг с другом);

- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

Рекомендации для здоровых детей

  • Необходимо осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне.
  •     Он не понимает, почему он другой.
  • Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей.
  • Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи­ли его играть, общаться.

Рекомендации для родителей

 нормально развиваю­щихся сверстников

  • Сформировать адекватные установки в отношении особого ребенка.
  • Смотреть на него как на человека с определенным потенциалом.
  • Принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

     А на современном этапе перехода к интегрированному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей задачей образования. Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической  среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.

Детей сравнивают с цветами.

Ребёнок с особенностями  тоже цветок.

Цветок полыни. Горький, но такой необходимый для здоровья.

Окружающих.

26 марта 2018 года на заседании аттестационной комиссии школы принято решение о присвоении Алексеевой Наталье Петровне первой квалификационной категории по должности «учитель-дефектолог». В рамках подготовки ею было проведено занятие в пункте коррекционно-педагогической помощи для учащихся первых классов на тему «Зимующие птицы».

5 декабря  в 1 «Б» классе классным руководителем Павловой Натальей Николаевной был организован и проведен день именинника.   В сценарии праздника были включены конкурсы, соревнования,  загадки, чтение стихотворений, пение песен. Каждый именинник готовил совместно с родителями презентацию себя. Каждого именинника и гостя ждал не только подарок и поздравления от всех детей класса, но и вкусное угощение. Стоит отметить, что в данном мероприятии активное участие приняли дети, с которыми организованно обучение с учителем-дефектологом. После праздника у детей осталось хорошее настроение и масса приятных впечатлений.