«Качество атмосферного воздуха»

Задание 5.1. Изучение степени загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне ГУО «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева»

Дата проведения: октябрь-ноябрь 2021 г.

Цель: изучить качество атмосферного воздуха в микрорайоне школы

Ответственные: Зайцева Ю.Н. 

Выполнили: 

  1. Алексеева Валерия 9 «А» класс
  2. Балабышкина Алина 11 класс
  3. Боровик Вера 11 класс
  4. Виноградова Яна 11 класс
  5. Гончарова Алина 11 класс
  6. Добыш Полина 11 класс
  7. Земко Вероника 11 класс
  8. Зинькевич Ольга 9 «Б» класс
  9. Климченко Мария 9 «Б» класс
  10. Конах Ульяна 10 класс
  11. Костюкова Анна 9 «А» класс
  12. Ливанская Елена 11 класс
  13. Лохан Александр 11 класс
  14. Машлякевич Мария 8 «В» класс
  15. Николаева Владислава 10 класс
  16. Пипкина Валерия 10 класс
  17. Рябцева Александра 10 класс
  18. Сарока Дарья 11 класс

 

Площадка №1

 

Деревья

Признаки

1

2

3

4

5

Общее количество видов лишайников

 

2

2

2

2

2

Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %

20

17

18

16

19

 

Площадка №2

 

Деревья

Признаки

1

2

3

4

5

Общее количество видов лишайников

 

1

1

1

1

1

Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %

3

6

4

5

7

 

Площадка №3

 

Деревья

Признаки

1

2

3

4

5

Общее количество видов лишайников

 

2

2

2

2

2

Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %

3

5

4

4

5

 

Вывод: С помощью метода проективного покрытия стволов лишайниками было установлено, что наиболее высокий уровень загрязнения воздуха в области Площадки № 3, а самый низкий уровень загрязнения воздуха на Площадке  №1.

Анализ :

В результате исследования видового состава лихенофлоры, оценки степени проективного покрытия лишайниками деревьев  в микрорайоне  ГУО «Средняя школа №42 г. Витебска имени Д.Ф.Райцева»  были получены следующие данные:  на трех исследуемых площадках отсутствовали кустистые и были обнаружены только листоватые и накипные формы лишайников, что указывает на слабое загрязнение атмосферного воздуха в микрорайоне.  Проективное покрытие лишайниками деревьев низкое. По  мере удаления от автодороги количество видов и проективное покрытие лишайников увеличивалось.  Наиболее загрязненной оказалась  Площадка №3. Предположительно в результате того, что он расположен вдоль автомобильной дороги, возле швейного предприятия «Бель Бимбо».  Наименее загрязненной  Площадка №1.

свернуть

Задание 5.2 Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне ГУО «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева»

Дата проведения: декабрь – февраль 2022 г.

Цель: Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков.

Ответственные: Зайцева Ю.Н. 

Выполнили: 

  1. Алексеева Валерия 9 «А» класс
  2. Балабышкина Алина 11 класс
  3. Севостьянова Виктория 8 «В»
  4. Виноградова Яна 11 класс
  5. Гончарова Алина 11 класс
  6. Добыш Полина 11 класс
  7. Земко Вероника 11 класс
  8. Зинькевич Ольга 9 «Б» класс
  9. Климченко Мария 9 «Б» класс
  10. Конах Ульяна 10 класс
  11. Костюкова Анна 9 «А» класс
  12. Ливанская Елена 11 класс
  13. Лохан Александр 11 класс
  14. Машлякевич Мария 8 «В» класс
  15. Николаева Владислава 10 класс
  16. Пипкина Валерия 10 класс
  17. Рябцева Александра 10 класс
  18. Сарока Дарья 11 класс

В городах огромное количество автомобилей, число которых с каждым годом всё увеличивается. Автомобили обрушивают на всё живое свои выхлопные газы, содержащие более 200 загрязняющих веществ, среди них наиболее токсичные оксиды азота, оксиды серы, угарный газ, углеводороды и тяжёлые металлы. Загрязнение воздуха отрицательно сказывается на здоровье людей, на животных и растениях. Ежегодно на головы горожан падает в среднем до 100 кг загрязняющих веществ. Это – твёрдые частицы (пыль, зола, сажа), аэрозоли, выхлопные газы, пары, дым и т. д. Многие вещества в атмосфере вступают в химические реакции между собой, образуя новые, часто ещё более токсичные соединения.

Снег является эффективным накопителем загрязняющих веществ, выпадающих из атмосферного воздуха. При таянии снега все эти вещества попадают в окружающую среду.

 

Для исследования снега как индикатора загрязнения окружающей среды нами были проведены качественные реакции на определение ионов.

  • Определение рН среды.

Вывод: снег на территории микрорайона ГУО «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева» обладает слабо-кислой средой.

  • Определение ионов меди (Cu2+).

CuSO4 + 2NaOH → Cu (OH)2 + Na2SO4.

Cu + 2OHCu (OH)2 ↓ - осадок голубого цвета

Вывод: данная качественная реакция показала наличие ионов меди в снежных покровах нашего микрорайона. Мы можем сделать вывод, что наличие соединений меди обусловлено большим автомобильным движением по улицам микрорайона, а также близкое расположение промышленных предприятий ( более подробно можете ознакомиться в задании 5.4)

  • Определение сульфат-ионов (SO42- ).

ВаС12 + H24 → BaSО4 ↓ + HC1

Ba2+ + SО42- → BaSО4↓- осадок белого цвета

Вывод: данная качественная реакция показала наличие сульфат-ионов в снежных покровах нашего микрорайона. Мы можем сделать вывод, что наличие соединений серы обусловлено большим автомобильным движением по улицам микрорайона, а также близкое расположение промышленных предприятий.

Заключение: В ходе нашего исследования мы выяснили качество снежного покрова на территории микрорайона нашего учреждения образования. Снег является индикатором чистоты атмосферного воздуха и накопителем различных загрязняющих веществ. Исходя из этого, можно сделать вывод о попадании данных веществ в почву, грунтовые воды, атмосферу и т.д. при таяние снега. К сожалению, проблему вредоносных воздействий различных поллютантов на окружающую среду при повышении температуры воздуха, а в следсвтвии – таяние снега, предотвратить невозможно. Но, в наших силах обезопасить окружающую среду и нас самих от воздействия данных токсических веществ. Например, установка фильтров на сантехнику, озеленение грунта растениями-индикаторами и т.д.

Стоит отметить, что качественные реакции на наличие ионов свинца дали отрицательный результат, так как само здание нашего учреждения образования находиться на возвышенности.

 

 

 

свернуть

Задание 5.4. «Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Дата проведения: октябрь-ноябрь 2021 г.

Цель: выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования, разработать памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

Ответственные: Зайцева Ю.Н. 

Выполнили: 

  1. Алексеева Валерия 9 «А» класс
  2. Балабышкина Алина 11 класс
  3. Боровик Вера 11 класс
  4. Виноградова Яна 11 класс
  5. Гончарова Алина 11 класс
  6. Добыш Полина 11 класс
  7. Земко Вероника 11 класс
  8. Зинькевич Ольга 9 «Б» класс
  9. Климченко Мария 9 «Б» класс
  10. Конах Ульяна 10 класс
  11. Костюкова Анна 9 «А» класс
  12. Ливанская Елена 11 класс
  13. Лохан Александр 11 класс
  14. Машлякевич Мария 8 «В» класс
  15. Николаева Владислава 10 класс
  16. Пипкина Валерия 10 класс
  17. Рябцева Александра 10 класс
  18. Сарока Дарья 11 класс

Основной причиной загрязнения воздуха является попадание в него нехарактерных физических, химических и биологических веществ, а также изменение их естественной концентрации.

Это происходит в результате как природных процессов, так вследствие деятельности человека. Причем именно человек играет все большую роль в загрязнении атмосферы. Причиной большой части химических и физических загрязнений является сжигание углеводородного топлива при производстве электрической энергии и при работе двигателей внутреннего сгорания транспортных средств.

Один из наиболее токсичных газов, поступающих в атмосферу в результате человеческой деятельности – озон. Ядовит и свинец, содержащийся в отработанных газах траспортных средств. Среди других опасных загрязнителей – угарный газ, оксиды азота и серы, а также мелкая пыль. Ежегодно в результате промышленной деятельности человека (при выработке электроэнергии, производстве цемента, выплавке чугуна и т.п.) в атмосферу поступает 170 миллионов тонн пыли.

Вблизи учреждения образования располагается предприятие

  • ОАО «Витязь»( 210605, Республика Беларусь, г. Витебск, ул. Петруся Бровки 13А.)

  • автозаправочная станция «Лукойл»

 

  • автосервис «Амико»

 

  • Свободная экономическая зона «Витебск»

 и другие небольшие производства. Поэтому не исключено загрязнение атмосферного воздуха.

  • 2 сентября 2020 года недалеко от учреждения образования открыли новую автодорогу, соединяющую проспект Строителей и микрорайон Билево, следовательно увеличение транспортного потока и увеличение выбросов отработанных газов в атмосферу.

Памятка по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

  1. Регулярное проветривание помещений в учреждении образования и влажная уборка
  2. При выборе транспортных средств использовать экологически чистые виды транспорта (Электроавтомобили, велосипеды, самокаты и т.д.)
  3. Не сжигать мусор, использовать раздельный сбор мусора
  4. Старайтесь не курить! Это вредит не только вашему здоровью. Загрязнённый табачным дымом воздух опасен и другим.

Рассказывайте окружающим - друзьям, родственникам о том, почему и как можно охранять воздух от загрязнений.

свернуть