«Биоразнообразие»

Задание 1.13. Посетить и собрать информацию о ближайшей к учреждению образования особо охраняемой природной территории

Цель: получить знания о задачах и деятельности ООПТ, ее структуре или познакомиться с типичным или редким биотопом или ландшафтом, при отсутствии ООПТ вблизи учреждения образования.

Выполнили учащиеся 9 А, Б, В классов, руководитель Петрова О.Г.

9 А

1.Алексеёнок Полина

2.Алексеева Валерия

3.Афонов Илья

4.Гайдукова Диана

5.Гембицкий Кирилл

6.Иванов Александр

7.Карбовский Никита

8.Карпанова Анна

9.Картавенков Егор

10.Качан Вероника

11. Корначёнок Алина

12. Костюкова Дарья

13. Маковецкий Максим

14. Маслёнкин Илья

15. Метлицкий Антон

16. Набойщикова Полина

17. Недвецкий Антон

18. Пипкин Станислав

19. Романенко Тимофей

20. Рудьков Владислав

21. Степанов Данила

22. Ткачёв Роман

23. Толстая Валерия

24. Шпакова Елизавета

9 Б

1. Вакар Геральд

2. Горбачёв Станислав

3. Давыдов Даниил

4. Емельянов Иван

5. Ерис  Иван

6. Зинькевич Ольга

7. Казакова Анастасия

8. Климов Владислав

9. Климченко Мария

10. Колодовский Александр

11. Кульбей Ульяна

12. Лемешевская Виктория

13. Медвецкий Артём

14. Ничипоренко Артём

15. Овчаров Владимир

16. Полунин Андрей

17. Ставров Артём

18. Шавкун Яна

19. Шершнева Екатерина

20. Шухто Дмитрий

9 В

1.Аксёнова Виктория

2. Валюшко Дмитрий

3. Граськов Андрей

4. Грунтов Сергей

5. Драненко Александра

6. Калинкина Диана

7. Кожановский Дмитрий

8. Кучеренко Диана

9. Лазаренко Евгения

10. Михайлов Вадим

11. Панов Илья

12. Панченко Егор

13. Парфененкова Вероника

14. Разумова Виктория

15. Рябая Полина

16. Степанова Екатерина

17. Терехович Дмитрий

18. Хомченко Яна

19. Шафран Дмитрий.

20. Шахманова Анастасия

21. Щемелинин Денис

 

 

            Ссылка на видео «Ботанический сад зимой»

https://drive.google.com/file/d/1voGzvWc9SWzUfQG8OYqp7qJdfZkwgiq_/view?usp=sharing

 

Ботанический сад при Витебском государственном университете имени П. М. Машерова — красивый парк, в котором любят прогуливаться и отдыхать жители и гости города. На территории растет около 2,5 тысяч видов и форм растений (одних только деревьев около 350 видов). Сад располагает собственной оранжереей, в которой можно увидеть различные тропические и субтропические растения.

Официальной датой создания ботанического сада является 1919 год, но есть информация о том, что сад был заложен в Витебске еще в конце XVIII века, со временем владельцы места менялись и вместе с ними его

назначение. Основателем сада можно считать Ивана Ивановича Веребьева в 1797 году владевшего здесь участком земли. Первоначально сад назывался Веребьевским, позже стал именоваться Сленецевским по фамилии нового владельца С. О. Сленеца. Н. Я. Никифоровский «Странички из недавней старины города Витебска» (1899): на господствующей круче правого берега Витьбы, где последняя, вырвавшись из запруд Гуторовской мельницы, упирается в отвесный, глинистый берег и потом круто поворачивает сперва на юг, а потом на запад, величался сад Веребьевский, к которому уже тогда прививалось название «Сленецевского» — по имени владельца Ст. Ос. Сленеца. Зачисление этого сада в число общественных тогдашних садов позволительно лишь потому, что сюда время от времени собиралось отборнейшее общество, составлявшее, однако, интимный кружок личных гостей последнего владельца, известного в Витебске богача-хлебосола. Ввиду того, что сношение с садом остальных горожан ограничивалось лишь наблюдением его и гулявшей публики с береговых круч и высот противоположной стороны реки, он продолжал носить житейское название «Веребьевского», и тем более, что последний захудалый потомок первонасадителя сада еще состоял в живых и напоминал витеблянам о своем предке — Иване Ивановиче Веребьеве, к 1797 г. владевшем здесь участком собственной земли лишь в 143 квадратных саженей. Когда и при каких обстоятельствах Веребьевский сад стал Сленецевским — ответить не могу, хотя и вынужден свидетельствовать, что его условно-общественное значение исчезло к концу воспоминаемого времени. Преклонный же старик-владелец, устроивши подросших детей своих, не нуждался в шумных собраниях, а в тиши сада, в созданном им в 1858 г. для личных нужд ораториуме, проводил он молитвенные часы. Сегодня здесь насчитывается более 350 разновидностей деревьев,1,5 тысячи травянистых растений, в оранжерее – около 700 видов и сортов тропических и субтропических. В коллекции сада произрастают растения из 57 стран мира. Яркими розовы­ми пятнами цве­тут то тут, то там разные виды рододендрона даурского, а под ними головки к свету тянут белые, синие, голубые хионодоксы, сциллы, голантусы и другие ранневесенние цветы, которые в народе называют подснежниками. Чуть дальше в затишном месте распустились тюльпаны, крокусы, разно­цветной стеной красуется грядка с гиацинтами, отдельной семейкой привлекает внимание крупными мохнатыми стеблями с ярко-фиолетовыми соцветиями сон-трава. В далеком 1946 году в витебском Ботаническом саду появилась плантация шелковицы белой, которая выращивалась здесь для искусственного разведения китайского шелкопряда, шелковая нить которого используется как шовный материал в медицине.

Специалисты рекомендуют обратить пристальное внимание на новую плодовую культуру – кизил, который хорошо адаптировался в северном регионе. Невысокое растение ежегодно обильно плодоносит, ягоды чем-то напоминают вишню, имеют приятный вкус, из них получается отменное варенье. Есть и саженцы, которые реализуют населению.

В ботанической экспозиции редких и охраняемых растений только «краснокнижных» насчитывается 60 видов, и эта коллекция служит наглядным пособием для студентов-биологов. Здесь – оканит северный, купальница европейская, черемша, карликовая береза и др. 

В оранжерее можно полюбоваться различными экзотическими растениями, некоторые из них можно выращивать как комнатные. Красотой в период цветения восхищают азалия, олеандр, цикламен и другие растения. Не только цветами, но и плодами радуют лимон и фейхоа. В оранжерее представлено множество видов кактусов — разных по форме и размерам.

Ботанический сад – это не городской парк, а одно из подразделений вуза. Здесь сосредоточена учебно-научная база для проведения занятий, полевых практик студентов, написания ими курсовых и дипломных работ. Руководство университета пытается возродить былую славу Ботанического сада. Так, появился волонтерский отряд, который будет помогать в организации новых ботанических экспозиций и обустройстве тематических участков. На факультете создан центр по изучению биоразнообразия, цель которого – более активно проводить научно-исследовательские работы по интродукции растений на базе Ботанического сада с привлечением преподавателей профильных кафедр.

Юрий Высоцкий отметил, что во все времена сотрудники сада старались распространять и внедрять в озеленение города новые виды растений, чтобы расширить их ассортимент. Еще лет двадцать назад невозможно было увидеть на улицах Витебска разные формы туй и можжевельников (раскидистые, ползучие, вертикальные), многие красиво цветущие кустарники, которые сейчас активно применяются в ландшафтном озеленении северной столицы. В этом ряду – спирея, форзиция, миндаль и другие бывшие редкие, а сейчас привычные растения. Как знать, пройдет еще немного времени, и лаванда акклиматизируется и приспособится выживать в наших широтах, станет изюминкой в ландшафтном оформлении парков и скверов. Для этого и трудятся сотрудники сада, чтобы с каждым годом ассортимент декоративных растений расширялся.

                                                                                           (по страничкам интернета)

Полюбуйтесь старинными фотографиями сада! (фото из интернета)

 

 

 

Ботанический сад в летний период  (фото из интернета)

Авторские фото , представленные на стенде

Карта Ботанического сада

 

 

 

свернуть

Задание 1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования),используя квадратную рамку со стороной 1 м.

Цель: изучить разнообразия травянистых растений ,произрастающих в различных условиях в пределах школьной территории.

Дата проведения: апрель-май  2021

Работу выполнили: учащиеся 9-10 классов, учитель Романовская Ю.С. ГУО «Средняя школа № 42 г.Витебска имени  Д.Ф.Райцева».

Количество участников:35

Ответственные: 

1

Бабушкина Полина 10 класс

20

Мирошник Артём 9«Б»

2

Балабышкина Алина 10 класс

21

Митрахович Влад 9«Б»

3

Боровик Вера 10 класс

22

Морозов Олег 9«Б»

4

Виноградова Яна 10 класс

23

Николаева Владислава9«Б»

5

Гончарова Арина 10 класс

24

Пинчук Валерия9«Б»

6

Добыш Полина 10 класс

25

Пипкина Валерия9«Б»

7

Залесский Сергей 10 класс

26

Прокопович Даниил9«Б»

8

Захаренко Владислав 10 класс

27

Прокопович Артём9«Б»

9

Земко Вероника 10 класс

28

Рыбикова Арина9«Б»

10

Киселёва Карина 10 класс

29

Рябцева Александра9«Б»

11

Кольцов Даниил 10 класс

30

Савкин Илья9«Б»

12

Лебедев Артём 10 класс

31

Собин Иван9«Б»

13

Ливанская Елена 10 класс

32

Казакова Анастасия 9«Б»

14

Лохан Александр 10 класс

33

Климов Владислав 9«Б»

15

Макаров Евгений  10 класс

34

 Кожановский Дмитрий 9 «Б»

16

Политыченко Анастасия 10 класс

35

Кучеренко Диана 9 «Б»

17

Рябушев Владислав 10 класс

 

 

18

Сарока Дарья 10 класс

 

 

19

Яблокова Анастасия 10 класс

 

 

    Учащиеся 9-10 классов взяв квадратную рамку провели подсчет растений на участках:

1.Видовое разнообразие растений «Квадрат №1» на поле:

Названия растений

Количество

Фотография

1

Мятлик луговой

12

2

Лютик едкий

8

3

Пырей ползучий

7

4

Одуванчик лекарственный

18

5

Клевер белый

16

6

Подорожник большой

12

 

Всего:

73

 

 

2.Видовое разнообразие растений «Квадрат №2»  на нескошенном участке

у дорожки.

Названия растений

Количество

Фотография

1

Тысячелистник обыкновенный

7

2

Подорожник большой

8

3

Тимофеевка луговая 

14

4

Живучка ползучая

11

5

Клевер белый

16

6

Одуванчик лекарственный

20

7

Мятлик луговой

14

8

Клевер розовый

5

9

Лютик едкий

20

 

Всего:

118

 

 

 

3.Видовое разнообразие растений «Квадрат №3»

на обочине 

футбольного поля

Названия растений

Количество

Фотография

2

Подорожник большой

25

5

Клевер белый

33

6

Одуванчик лекарственный

9

7

Мятлик луговой

40

9

Лютик едкий

3

 

Всего:

110

 

 

 

4.Видовое разнообразие растений «Квадрат №4» на участке «Дикого луга»

Названия растений

Количество

Фотография

1

Тысячелистник обыкновенный

8

2

Подорожник большой

14

3

Тимофеевка луговая 

3

4

Нивянник обыкновенный

4

5

Ромашка аптечная

10

6

Одуванчик лекарственный

13

7

Мятлик луговой

9

8

Мать –и-мачеха

15

9

Лютик едкий

2

 

Всего:

78

 

 

 

 

В ходе исследования выяснили, что на нескошенном участке видов растений представлено значительно больше, чем в местах с высокой антропогенной нагрузкой.

На обочине футбольного поля и на лугу условия произрастания растений благоприятные(освещенность),что положительно влияет на количество растений в исследуемом квадрате.

Плотность травянистых растений на разных участках неравномерная: больше на участке на обочине футбольного луга и на нескошенном участке (растения  не затеняют друг друга), меньше у пешеходной дорожке ввиду вытаптывания.

Вывод: закономерность распространения растений зависит от условий среды обитания( освещенность, влажности.)Антропогенная нагрузка на растительный мир пришкольного участка негативно влияет на количественные и качественные показатели.

 

Карта схема пришкольного участка

 

 

свернуть

Задание 1.4. Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования

Дата проведения: январь-февраль 2021

Работу выполнили: учащиеся ГУО «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева».

Количество участников: 161 учащихся 

Ответственные: учителя: Королюн Л.И., Романовская Ю.С.

 

1

Бердовская Анастасия 4 «А»

81

Новикова Мария 4 «Б»

2

Болбатунов Кирилл 4 «А»

82

Разумов Михаил 4 «Б»

3

Брыль Елизавета 4 «А»

83

Рябушко Михаил 4 «Б»

4

Ворожбицкая Кира 4 «А»

84

Станкевич Мирослав 4 «Б»

5

Грегорович Иван 4 «А»

85

Тропец Варвара 4 «Б»

6

Данюк Анна 4 «А»

86

Шакуто Даниил 4 «Б»

7

Дубовец Дарья 4 «А»

87

Ширяева Дарья 4 «Б»

8

Кириллова Анастасия 4 «А»

88

Щербаков Даниил 4 «Б»

9

Кособуцкая Дарья 4 «А»

89

Якула Никита 4 «Б»

10

Кунчевский Тихон 4 «А»

90

Андреев Дмитрий 5 «А»

11

Малиновская Ксения 4 «А»

91

Бадевич Иван 5 «А»

12

Мацкевия Павел 4 «А»

92

Богданов Денис 5 «А»

13

Меркулов Никита 4 «А»

93

Гончаров Артур 5 «А»

14

Никифоренко Арина 4 «А»

94

Гуспченко Станислав 5 «А»

15

Новиков Иван 4 «А»

95

Духнова Алина 5 «А»

16

Прудников Никита 4 «А»

96

Загурская Ксения 5 «А»

17

Саратокин Владислав 4 «А»

97

Зелинский Роман 5 «А»

18

Сидловский Алексей 4 «А»

98

Король Евгений 5 «А»

19

Соколов Николай 4 «А»

99

Кумрова Вероника 5 «А»

20

Стырина Эвелина 4 «А»

100

Мартыненкова Арина 5 «А»

21

Турков Кирилл 4 «А»

101

Мирончик Станислав 5 «А»

22

Холецкий Даниил 4 «А»

102

Мисурагин Артём 5 «А»

23

Цалко Яна 4 «А»

103

Мороз Софья 5 «А»

24

Онищенко Елизавета 4 «Б»

104

Подалинская Дарья 5 «А»

25

Беленький Виктор 4 «Б»

105

Прищепова Юлия 5 «А»

26

Гелахова Анастасия 4 «Б»

106

Ребиков Тимур 5 «А»

27

Голешев Данила 4 «Б»

107

Ровбо Маргарита 5 «А»

28

Горбачёв Денис 4 «Б»

108

Сафронов Артём 5 «А»

29

Григорьев Никита 4 «Б»

109

Седой Евгений 5 «А»

30

Дорожкин Денис 4 «Б»

110

Симашко Вероника 5 «А»

31

Емельянова Диана 4 «Б»

111

Сологов Даниил 5 «А»

32

Журавская Алина 4 «Б»

112

Тимоховцев Алексей 5 «А»

33

Макулькин Сергей 4 «Б»

113

Ткачёва Алина 5 «А»

34

Валюшко Кирилл 2 «А» класс

114

Черных Леонид 5 «А»

35

Альховик Алиса  2 «А» класс

115

Панченко Егор 8 «В»

36

Рябушко Ксения 2 «В» класс

116

Парфенкова Вероника 8 «В»

37

Бадяй Дмитрий 4 «В» класс

117

Разумова Виктория 8 «В»

38

Малаховская Алиса 4 «В» класс

118

Рябая Полина 8 «В»

39

Трубонос Полина 4 «В» класс

119

Степанова Екатерина 8 «В»

40

Ткачёва Алина 5 «А» класс

120

Терехович Дмитрий 8 «В»

41

Лунёв Александр 5 «Б

121

Хомчеко Яна 8 «В»

42

Сочивко Ксения 5 «Б»класс

122

Шафран Дмитрий 8 «В»

43

Воронов Назар 6 «А» класс

123

Шахманова Анастасия 8 «В»

44

Огризко Валерия 6 «А» класс

124

Щемлин Денис 8 «В»

45

Сухвал Полина 6 «А» класс

125

 Кожановский Дмитрий 8 «В»

46

Пыпырев Дмитрий 6 «Б» класс

126

Кучеренко Диана 8 «В»

46

Валец Лариса 2 «А» класс

127

Кондратенко Павел 2 «А» класс

47

Глушень София 2 «А» класс

128

Копцев Никита 2 «А» класс

48

Жигунов Егор 2 «А» класс

129

Малащенко Климентий 2 «А» класс

49

Колбунов Алексей 2 «А» класс

130

Мироевский Даниил 2 «А» класс

50

Нестер Алина 2 «А» класс

131

Панов Богдан 2 «А» класс

51

Подобытько Анастасия 2 «А» класс

132

Правилов Павел 2 «А» класс

52

Приявко Кирилл 2 «А» класс

133

Прохоров Никита 2 «А» класс

53

Сухвал Марат 2 «А» класс

134

Федукович Роман 2 «А» класс

54

Черных Артем 2 «А» класс

135

Шендюкова Регина 2 «А» класс

55

Щербакова Елизавета 2 «А» класс

136

Болбатунова Арина 2 «В» класс

56

Бортников Данила 2 «Б» класс

137

Гусаков Тимофей 2 «В» класс

57

Вавенкова Дарья 2 «Б» класс

138

Жуковец Владислав 2 «В» класс

58

Волк Дарья 2 «Б» класс

139

Зайцев Руслан 2 «В» класс

59

Евдокимов Артур 2 «Б» класс

140

Зиль Алина 2 «В» класс

60

Кожемякин Олег 2 «Б» класс

141

Иванова Яна 2 «В» класс

61

Королев Дмитрий 2 «Б» класс

142

Крылов Никита 2 «В» класс

62

Костюченко Илья 2 «Б» класс

143

Крюков Артем 2 «В» класс

63

Лаптева Алина 2 «Б» класс

144

Кучеренко Александр 2 «В» класс

64

Луцкович Егор 2 «Б» класс

145

Лаберко Антон 2 «В» класс

65

Матюшевский Марат 2 «Б» класс

146

Лавренов Астах 2 «В» класс

66

Мелешко Алина 2 «Б» класс

147

Масеёнок Максим 2 «В» класс

67

Полубаркин Алан 2 «Б» класс

148

Мацкевич Диана 2 «В» класс

68

Пряник Валерий 2 «Б» класс

149

Невзоров Данила 2 «В» класс

69

Пузанков Кирилл 2 «Б» класс

150

Нехуженко Алексей 2 «В» класс

70

Саук Валерия 2 «Б» класс

151

Панкевич Андрей 2 «В» класс

71

Сафронов Вадим 2 «Б» класс

152

Губко Алексей 4 «В» класс

72

Севостьянова Александра 2 «Б» класс

153

Стрижнёва Александра 2 «В» класс

73

Смулько Владислав 2 «Б» класс

154

Тарахович Варвара 2 «В» класс

74

Угоренко Мария 2 «Б» класс

155

Шабеко Полина 2 «В» класс

75

Фомичев Андрей  2 «Б» класс

156

Акушевич Карина 4 «В» класс

76

Холщенкова Яна 2 «Б» класс

157

Астапова Диана 4 «В» класс

77

Шаранда Артем 2 «Б» класс

158

Бадяй Дмитрий 4 «В» класс

78

Щёкина Алиса 2 «Б» класс

159

Бернацкий Павел 4 «В» класс

79

 Воронов Егор  4 «В» класс

160

Бирюк Екатерина 4 «В» класс

80

Голямова Ангелина 4 «В» класс

161

Богуш Егор 4 «В» класс

 

 

 

1.ВОРОБЕЙ ДОМОВЫЙ Passer domesticus

 

2. ВОРОНАСЕРАЯ Corvuscornix 

3. ГОЛУБЬ СИЗЫЙ Columbalivia

4. СИНИЦА БОЛЬШАЯ Parusmajor

5. ГРАЧ ОБЫКНОВЕННЫЙ Corvusfrugilegus

6. СНЕГИРЬ ОБЫКНОВЕННЫЙ Pyrrhulapyrrhula

 7. СОРОКА ОБЫКНОВЕННАЯ Picapica

8. КЛЁСТ Loxia

9. СВИРИСТЕЛЬ Bombycillagarrulus

 

        С развешиванием кормушек жизнь в нашем саду оживилась. Однако наблюдать за птицами сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека.

      Несмотря на это, в течение февраля мы наблюдали за повадками птиц, прилетавших к нашим кормушкам. Сначала число птиц, прилетающих к кормушкам, было невелико. Но со временем оно возросло, так как в кормушках регулярно находился корм. Птицы быстро привыкли к кормушкам и, убедившись, что корм в них появляется регулярно, навещают их ежедневно. Наблюдения велись несколько дней в неделю, чаще в полуденные часы. Непосредственно на кормушках нами были отмечены лишь синицы и воробьи. Синицы активно передвигаются, совершая небольшие перелеты, спрыгивая с ветки на ветку, при этом птица обследует каждую расщелину в поисках личинок насекомых. Застать эту птицу неподвижной довольно тяжело. В кормушке птица также задерживается совсем ненадолго. Излюбленный корм синиц - это семена подсолнечника. Схватив одно семечко, птица сразу же удаляется от кормушки, иногда на соседнее дерево, а там уже, зажав его в лапке, спокойно расклевывает. Стоит отметить, что синицы ведут себя довольно робко (к нашему удивлению), держатся небольшими стайками по 3-5 особей, с осторожностью подлетают к кормушкам.

     Самые массовые посетители кормушек – это домовые воробьи  прилетающие дружными стайками с численностью 8-11 особей. Они пугливы, в случае появления человека дружно вспархивают, но вскоре возвращаются для продолжения кормежки.

    На территории школьного участка зимой с определенным постоянством можно встретить воробья домового, сорóк (на высоких березах сооружено 2 гнезда этих птиц), большая синица, голубь сизый. Этих птиц можно встретить рядом со школой практически каждый день

      Иногда можно заметить стаи пролетающих свиристелей. К сожалению, на территории школы нет посадок рябины, где можно было бы наблюдать за кормежкой этих птиц.

КАРТОСХЕМА ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

с местами наблюдения за птицами

свернуть

Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц.

Дата проведения: октябрь 2020 – февраль 2021 г.

Работу выполнили: учащиеся 1-11 классов ГУО «Средняя школа № 42 г.Витебска им. Д.Ф.Райцева».

Ответственные: учителя: Королюн Л.И., Павлова Н.Н., Романовская Ю.С., Шелковский И.И.

Рябушко Ксения 2 «В»  класс Альховик Алиса  2 «А»класс Баришева Ксения  1 «В» класс  Хромов Матвей  1 «В» класс Сухвал Марат 2 «А»класс , Подобытько Анастасия 2 «А» класс, Бадяй Дмитрий 4 «В» класс, Малаховская Алиса 4 «В» класс, Трубонос Полина 4 «В» класс, Валюшко Кирилл 2 «А» класс,Ткачев Роман 8 «А»класс, Лунёв Александр 5 «Б» класс,Сочивко Ксения 5 «Б»класс,Алексеева Валерия 8 «А»класс, Казакова Анастасия 8 «Б»класс,Степанова Екатерина 8 «В» класс,  Земко Вероника 10 класс,Сасов Матвей 11 класс, Алексеева Елизавета 9 «Б» класс, Бобров Михаил 9 «Б» класс, Богачёва Марина 9 «Б» класс, Веракша Сергей 9 «Б» класс, Глушнёв Родион 9 «Б» класс, Гончаров Дмитрий 9 «Б» класс, Зуев Николай 9 «Б» класс, Ивченко Ольга 9 «Б» класс, Исаев Дмитрий 9 «Б» класс, Конах Ульяна 9 «Б» класс, Кособуцкая Александра 9 «Б» класс, Кучеренко Юрий 9 «Б» класс, Марченко Никита 9 «Б» класс, Мирошник Артём 9 «Б» класс, Митрахович Владислав 9 «Б» класс, 9 «Б» класс, Морозов Олег 9 «Б» класс, Николаева Владислава 9 «Б» класс, Пинчук Ольга 9 «Б» класс, Пипкина Валерия 9 «Б» класс, Прокопович Артём 9 «Б» класс, Прокопович Даниил 9 «Б» класс, Рыбикова Арина 9 «Б» класс, Рябцева Александра 9 «Б» класс, Савкин Илья 9 «Б» класс, Собин Иван 9 «Б» класс, Тихомиров Кирилл 9 «Б» класс

С наступлением холодного времени года, ежегодно, в нашей школе стартует акция «Помоги пернатому другу». 

Целью акции является формирование у подрастающего поколения  бережного отношения к природе и к миру птиц в том числе, зимующих в Витебском районе.

В рамках проекта «Зеленая школа» в государственном учреждении образования «Средняя школа №42 г.Витебска имени Д.Ф.Райцева» прошел ряд мероприятий, направленных на привлечение внимания учащихся, их родителей, населения микрорайона школы к зимующим птицам.

В школе был объявлен конкурс «Чудо столовая» на изготовление кормушек. Школьники с 1 по 11 класс вместе с родителями мастерили кормушки для зимующих птиц. Родители и дети творчески и ответственно отнеслись к серьезному и нужному делу – изготовлению кормушек. Кормушки получились оригинальными и вместительными: из дерева, пластмассовых бутылок и банок.  

В ходе акции было изготовлено и развешено на территории школы 35  кормушек для птиц

Этот конкурс и хорошая традиция, приучающая ребенка заботиться о братьях наших меньших, и замечательное творческое занятие.

Сейчас дети ежедневно дежурят в «Птичьей столовой», чистят и подправляют кормушки, пополняют их собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются, им такой прием очень нравится.

Наблюдая за птицами, дети заметили, что, пополняя кормушки в одном и том же месте и в одно и тоже время, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов. Результатом хорошей подкормки является то, что стайки птиц в ожидании корма держатся на участке школы и ждут его.

свернуть

Задание 1.8. Создать и разместить на территории учреждения образования (или территории природного окружения учреждения образования) искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

Дата выполнения: март – апрель 2021 года

Работу выполнили: учащиеся  ГУО «Средняя школа № 42 г.Витебска имени  Д.Ф.Райцева».

Количество участников:111

Ответственные: учителя: Романовская Ю.С., Шелковский И.И.

1

Алексеёнок  Полина  8«А»

67

Шухто Дмитрий 8«Б»

2

Алексеева Валерия 8«А»

68

Аксёнова Виктория 8 «В»

3

Афонов Илья 8«А»

69

Валюшко Дмитрий 8 «В»

4

Гайдукова Диана 8«А»

70

Граськов Андрей 8 «В»

5

Гембицкий Кирилл 8«А»

71

Грунтов Сергей 8 «В»

6

Иванов Александр 8«А»

72

Драненко Александра 8 «В»

7

Карбовский Никита 8«А»

73

Калинкина Диана 8 «В»

8

Карпанова Анна 8«А»

74

Лазаренко Евгений 8 «В»

9

Картавенков Егор 8«А»

75

Михайлов Вадим 8 «В»

10

Качан Вероника 8«А»

76

Панов Илья 8 «В»

11

Корначёнок Алина 8«А»

77

Панченко Егор 8 «В»

12

Костюкова Дарья 8«А»

78

Парфенкова Вероника 8 «В»

13

Маковецкий Максим 8«А»

79

Разумова Виктория 8 «В»

14

Маслёнкин Илья 8«А»

80

Рябая Полина 8 «В»

15

Метлицкий Антон  8«А»

81

Степанова Екатерина 8 «В»

16

Набойщикова Полинам

82

Терехович Дмитрий 8 «В»

17

Недвецкий Антон 8«А»

83

Хомчеко Яна 8 «В»

18

Пипикн Станислав  8«А»

84

Шафран Дмитрий 8 «В»

19

Романенко Тимофей 8«А»

85

Шахманова Анастасия 8 «В»

20

Рудьков Владислав 8«А»

86

Щемлин Денис 8 «В»

21

Степанов Данила 8«А»

87

 Кожановский Дмитрий 8 «В»

22

Ткачёв Роман 8«А»

88

Кучеренко Диана 8 «В»

23

Толстая Валерия 8«А »

89

Шевченко Анастасия  9 «А»

24

Шпакова Елизавета 8«А»

90

Шевченко Кирилл  9 «А»

25

Агальцова Дарья   8«Б»

91

Юденко Сергей  9 «А»

26

Вакар Геральд 8«Б»

92

Яцуха Мария 9 «А»

27

Горбачёв Станислав 8«Б»

93

Бабушкина Полина 10 класс

28

Давыдов Даниил 8«Б»

94

Балабышкина Алина 10 класс

29

Емильянов Иван 8«Б»

95

Боровик Вера 10 класс

30

Ерис Иван 8«Б»

96

Виноградова Яна 10 класс

31

Зинькевич Ольга 8«Б»

97

Гончарова Арина 10 класс

32

Казакова Анастасия 8«Б»

98

Добыш Полина 10 класс

33

Аленчик Валерия 9 «А»

99

Залесский Сергей 10 класс

34

Андреева Дарья  9 «А»

100

Захаренко Владислав 10 класс

35

Анисимова Анастасия  9 «А»

101

Земко Вероника 10 класс

36

Ануфриева Карина  9 «А»

102

Киселёва Карина 10 класс

37

Афонова Мария  9 «А»

103

Кольцов Даниил 10 класс

38

Баталко Наталья  9 «А»

104

Лебедев Артём 10 класс

39

Беленький Юрий  9 «А»

105

Ливанская Елена 10 класс

40

Борзаков Никита  9 «А»

106

Лохан Александр 10 класс

41

Волкова Дарья  9 «А»

107

Макаров Евгений  10 класс

42

Евдокимов Матвей  9«А»

108

Политыченко Анастасия 10 класс

43

Ерашова Ангелина  9 «А»

109

Рябушев Владислав 10 класс

44

Захаренко Илья  9 «А»

110

Сарока Дарья 10 класс

45

Качебура Кирилл 9 «А»

111

Яблокова Анастасия 10 класс

46

Коваленко Елизавета  9 «А»

 

 

47

Новиков Артем  9 «А»

 

 

48

Пещенко Иван  9 «А»

 

 

49

Разумова Дарья  9 «А»

 

 

50

Романенко Анна  9 «А»

 

 

51

Скумс Илья  9 «А»

 

 

52

Талюк Диана  9 «А»

 

 

53

Ульдрих Мария  9 «А»

 

 

54

Хритоненко Мария  9 «А»

 

 

55

Шалыгай Мария  9 «А»

 

 

56

Климченко Мария 8«Б»

 

 

57

Колодовский Александр 8«Б»

 

 

58

Кульбей Ульяна 8«Б»

 

 

59

Лемешевская Виктория 8«Б»

 

 

60

Медвецкий Артём 8«Б»

 

 

61

Ничипоренко Артём 8«Б»

 

 

62

Овчаров Владимир 8«Б»

 

 

63

Полунин Андрей 8«Б»

 

 

64

Ставров Артём 8«Б»

 

 

65

Шавкун Яна 8«Б»

 

 

66

Шершнева Екатерина 8«Б»

 

 

 

    Весной из жарких стран к нам на родину возвращаются перелётные птицы.

Их главная цель- вывести потомства прежде, чем снова наступят холода. Конечно же, для осуществления этой задачи птицам необходимо построить гнёзда. Человек на протяжении многих лет охотно помогает младшим пернатым товарищам в этом деле, изготавливая скворечники своими руками.

В  марте 2021 года учащиеся ГУО «Средняя школа № 42г.Витебска имени Д.Ф.Райцева» совместно с  родителями смастерили скворечники (33ш), синичники (10) и дуплянки (5).

В начале апреля мы разместили их на территории школы и прилегающей территории.

 

 

Карта схема пришкольного участка

свернуть

Задание 1.9. Создать и разместить на пришкольной территории или территории, прилегающей к школе, убежища для беспозвоночных животных

Дата выполнения: апрель-май  2021 года

Работу выполнили: учащиеся  ГУО «Средняя школа № 42 г.Витебска имени  Д.Ф.Райцева».

Количество участников:111

Ответственные: учитель Романовская Ю.С.

1

Алексеёнок  Полина  8«А»

67

Шухто Дмитрий 8«Б»

2

Алексеева Валерия 8«А»

68

Аксёнова Виктория 8 «В»

3

Афонов Илья 8«А»

69

Валюшко Дмитрий 8 «В»

4

Гайдукова Диана 8«А»

70

Граськов Андрей 8 «В»

5

Гембицкий Кирилл 8«А»

71

Грунтов Сергей 8 «В»

6

Иванов Александр 8«А»

72

Драненко Александра 8 «В»

7

Карбовский Никита 8«А»

73

Калинкина Диана 8 «В»

8

Карпанова Анна 8«А»

74

Лазаренко Евгений 8 «В»

9

Картавенков Егор 8«А»

75

Михайлов Вадим 8 «В»

10

Качан Вероника 8«А»

76

Панов Илья 8 «В»

11

Корначёнок Алина 8«А»

77

Панченко Егор 8 «В»

12

Костюкова Дарья 8«А»

78

Парфенкова Вероника 8 «В»

13

Маковецкий Максим 8«А»

79

Разумова Виктория 8 «В»

14

Маслёнкин Илья 8«А»

80

Рябая Полина 8 «В»

15

Метлицкий Антон  8«А»

81

Степанова Екатерина 8 «В»

16

Набойщикова Полинам

82

Терехович Дмитрий 8 «В»

17

Недвецкий Антон 8«А»

83

Хомчеко Яна 8 «В»

18

Пипикн Станислав  8«А»

84

Шафран Дмитрий 8 «В»

19

Романенко Тимофей 8«А»

85

Шахманова Анастасия 8 «В»

20

Рудьков Владислав 8«А»

86

Щемлин Денис 8 «В»

21

Степанов Данила 8«А»

87

 Кожановский Дмитрий 8 «В»

22

Ткачёв Роман 8«А»

88

Кучеренко Диана 8 «В»

23

Толстая Валерия 8«А »

89

Шевченко Анастасия  9 «А»

24

Шпакова Елизавета 8«А»

90

Шевченко Кирилл  9 «А»

25

Агальцова Дарья   8«Б»

91

Юденко Сергей  9 «А»

26

Вакар Геральд 8«Б»

92

Яцуха Мария 9 «А»

27

Горбачёв Станислав 8«Б»

93

Бабушкина Полина 10 класс

28

Давыдов Даниил 8«Б»

94

Балабышкина Алина 10 класс

29

Емильянов Иван 8«Б»

95

Боровик Вера 10 класс

30

Ерис Иван 8«Б»

96

Виноградова Яна 10 класс

31

Зинькевич Ольга 8«Б»

97

Гончарова Арина 10 класс

32

Казакова Анастасия 8«Б»

98

Добыш Полина 10 класс

33

Аленчик Валерия 9 «А»

99

Залесский Сергей 10 класс

34

Андреева Дарья  9 «А»

100

Захаренко Владислав 10 класс

35

Анисимова Анастасия  9 «А»

101

Земко Вероника 10 класс

36

Ануфриева Карина  9 «А»

102

Киселёва Карина 10 класс

37

Афонова Мария  9 «А»

103

Кольцов Даниил 10 класс

38

Баталко Наталья  9 «А»

104

Лебедев Артём 10 класс

39

Беленький Юрий  9 «А»

105

Ливанская Елена 10 класс

40

Борзаков Никита  9 «А»

106

Лохан Александр 10 класс

41

Волкова Дарья  9 «А»

107

Макаров Евгений  10 класс

42

Евдокимов Матвей  9«А»

108

Политыченко Анастасия 10 класс

43

Ерашова Ангелина  9 «А»

109

Рябушев Владислав 10 класс

44

Захаренко Илья  9 «А»

110

Сарока Дарья 10 класс

45

Качебура Кирилл 9 «А»

111

Яблокова Анастасия 10 класс

46

Коваленко Елизавета  9 «А»

 

 

47

Новиков Артем  9 «А»

 

 

48

Пещенко Иван  9 «А»

 

 

49

Разумова Дарья  9 «А»

 

 

50

Романенко Анна  9 «А»

 

 

51

Скумс Илья  9 «А»

 

 

52

Талюк Диана  9 «А»

 

 

53

Ульдрих Мария  9 «А»

 

 

54

Хритоненко Мария  9 «А»

 

 

55

Шалыгай Мария  9 «А»

 

 

56

Климченко Мария 8«Б»

 

 

57

Колодовский Александр 8«Б»

 

 

58

Кульбей Ульяна 8«Б»

 

 

59

Лемешевская Виктория 8«Б»

 

 

60

Медвецкий Артём 8«Б»

 

 

61

Ничипоренко Артём 8«Б»

 

 

62

Овчаров Владимир 8«Б»

 

 

63

Полунин Андрей 8«Б»

 

 

64

Ставров Артём 8«Б»

 

 

65

Шавкун Яна 8«Б»

 

 

66

Шершнева Екатерина 8«Б»

 

 

    

 Искусственные убежища, где насекомые могут размножаться, спрятаться от врагов и непогоды, сделанные руками школьников, сделают участок более привлекательным для мелких животных.

Учащиеся школы совместно с родителями создали условия для привлечения насекомых в домики, что позволит увеличить их видовой состав на данной территории.

 

В качестве наполнителя были использованы: сосновые и еловые шишки, солома, сено, солома, обрезки веток, стружка, куски древесной коры, полые сухие побеги растений, мох, древесные спилы, с просверленными в них отверстиями.

 

Всего на пришкольной территории размещено 7 убежищ для беспозвоночных животных. Размещение убежищ для беспозвоночных животных отмечено на картосхеме пришкольной территории. 

 

 

Карта схема пришкольного участка

свернуть

Задание 1.10. Создать и разместить на территории учреждения образования «Клумбу для бабочек»

Дата проведения: апрель-август 2020, апрель - июнь 2021г

Работу выполнили: учащиеся 8 классов ГУО «Средняя школа № 42 г.Витебска имени  Д.Ф.Райцева».

Количество участников: 66

Ответственные: учитель Романовская Ю.С.

1

Алексеёнок  Полина  8«А»

34

Климченко Мария 8«Б»

2

Алексеева Валерия 8«А»

35

Колодовский Александр 8«Б»

3

Афонов Илья 8«А»

36

Кульбей Ульяна 8«Б»

4

Гайдукова Диана 8«А»

37

Лемешевская Виктория 8«Б»

5

Гембицкий Кирилл 8«А»

38

Медвецкий Артём 8«Б»

6

Иванов Александр 8«А»

39

Ничипоренко Артём 8«Б»

7

Карбовский Никита 8«А»

40

Овчаров Владимир 8«Б»

8

Карпанова Анна 8«А»

41

Полунин Андрей 8«Б»

9

Картавенков Егор 8«А»

42

Ставров Артём 8«Б»

10

Качан Вероника 8«А»

43

Шавкун Яна 8«Б»

11

Корначёнок Алина 8«А»

44

Шершнева Екатерина 8«Б»

12

Костюкова Дарья 8«А»

45

Шухто Дмитрий 8«Б»

13

Маковецкий Максим 8«А»

46

Аксёнова Виктория 8 «В»

14

Маслёнкин Илья 8«А»

47

Валюшко Дмитрий 8 «В»

15

Метлицкий Антон  8«А»

48

Граськов Андрей 8 «В»

16

Набойщикова Полинам

49

Грунтов Сергей 8 «В»

17

Недвецкий Антон 8«А»

50

Драненко Александра 8 «В»

18

Пипикн Станислав  8«А»

51

Калинкина Диана 8 «В»

19

Романенко Тимофей 8«А»

52

Лазаренко Евгений 8 «В»

20

Рудьков Владислав 8«А»

53

Михайлов Вадим 8 «В»

21

Степанов Данила 8«А»

54

Панов Илья 8 «В»

22

Ткачёв Роман 8«А»

55

Панченко Егор 8 «В»

23

Толстая Валерия 8«А »

56

Парфенкова Вероника 8 «В»

24

Шпакова Елизавета 8«А»

57

Разумова Виктория 8 «В»

25

Агальцова Дарья   8«Б»

58

Рябая Полина 8 «В»

26

Вакар Геральд 8«Б»

59

Степанова Екатерина 8 «В»

27

Горбачёв Станислав 8«Б»

60

Терехович Дмитрий 8 «В»

28

Давыдов Даниил 8«Б»

61

Хомчеко Яна 8 «В»

29

Емильянов Иван 8«Б»

62

Шафран Дмитрий 8 «В»

30

Ерис Иван 8«Б»

63

Шахманова Анастасия 8 «В»

31

Зинькевич Ольга 8«Б»

64

Щемлин Денис 8 «В»

32

Казакова Анастасия 8«Б»

65

 Кожановский Дмитрий 8 «В»

33

Климов Владислав 8«Б»

66

Кучеренко Диана 8 «В»

 

     В апреле 2020 года учащимися школы совместно с учителем биологии Романовской Юлией Святославовной было начато создание клумбы с целью привлечения бабочек. На выбор растений для клумбы повлияли форма, цвет и запах цветков, что имеет первостепенное значение для насекомых. Яркая расцветка, правильно подобранные цветы на клумбе  не только украсили пришкольный участок, но и позволила организовать наблюдения за бабочками. Для младших школьники учащиеся 10 класса проводили экскурсии. Так же клумба использовалась как  фотозона.

 В ходе наблюдений учащимися было обнаружено 10 видов бабочек,

  1.    Адмирал (Vanessa atalanta)

2.    Капустница, или белянка капустная (Pieris brassicae)

 

  1.    Боярышница (Aporia crataegi)

 

  1.    Репейница, или чертополоховка (Vanessa cardui)

 

  1.    Лимонница обыкновенная, или Крушинница (Gonepteryx rhamni)

 

 

  1.    Крапивница (Aglais urticae)

 

  1.    Дневной павлиний глаз дневной (Aglais io)

 

  1.    Репница,или белянка репная (лат. Pieris rapae)

 

  1.    Голубянкакрасивая, или голубянкапрекрасная (лат. Lysandra bellargus) 

 

  1.    Перламутровка ниоба (Fabriciana niobe)

  

   Шмели  (лат. Bombus)

свернуть

Задание 1.12. Организовать посадку местных деревьев видов растений и кустарников, создать на пришкольной территории «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых

Дата выполнения: апрель-май  2021 года

Работу выполнили: учащиеся  ГУО «Средняя школа № 42 г.Витебска имени  Д.Ф.Райцева».

Количество участников:176 учащихся

Ответственные: учителя: Королюн Л.И., Павлова Н.Н., Романовская Ю.С., Полянская И.И.

1

Алексеёнок  Полина  8«А»

101

Бабушкина Полина 10 класс

2

Алексеева Валерия 8«А»

102

Балабышкина Алина 10 класс

3

Афонов Илья 8«А»

103

Боровик Вера 10 класс

4

Гайдукова Диана 8«А»

104

Виноградова Яна 10 класс

5

Гембицкий Кирилл 8«А»

105

Гончарова Арина 10 класс

6

Иванов Александр 8«А»

106

Добыш Полина 10 класс

7

Карбовский Никита 8«А»

107

Залесский Сергей 10 класс

8

Карпанова Анна 8«А»

108

Захаренко Владислав 10 класс

9

Картавенков Егор 8«А»

109

Земко Вероника 10 класс

10

Качан Вероника 8«А»

110

Киселёва Карина 10 класс

11

Корначёнок Алина 8«А»

111

Кольцов Даниил 10 класс

12

Костюкова Дарья 8«А»

112

Лебедев Артём 10 класс

13

Маковецкий Максим 8«А»

113

Ливанская Елена 10 класс

14

Маслёнкин Илья 8«А»

114

Лохан Александр 10 класс

15

Метлицкий Антон  8«А»

115

Макаров Евгений  10 класс

16

Набойщикова Полинам

116

Политыченко Анастасия 10 класс

17

Недвецкий Антон 8«А»

117

Рябушев Владислав 10 класс

18

Пипикн Станислав  8«А»

118

Сарока Дарья 10 класс

19

Романенко Тимофей 8«А»

119

Яблокова Анастасия 10 класс

20

Рудьков Владислав 8«А»

120

Мирошник Артём 9«Б»

21

Степанов Данила 8«А»

121

Митрахович Влад 9«Б»

22

Ткачёв Роман 8«А»

122

Морозов Олег 9«Б»

23

Толстая Валерия 8«А »

123

Николаева Владислава9«Б»

24

Шпакова Елизавета 8«А»

124

Пинчук Валерия9«Б»

25

Алексеева Елизавета 9 «Б»

125

Пипкина Валерия9«Б»

26

Бобров Михаил 9 «Б»

126

Прокопович Даниил9«Б»

27

Богачёва Марина 9 «Б»

127

Прокопович Артём9«Б»

28

Веракша Сергей 9 «Б»

128

Рыбикова Арина9«Б»

29

Глушнёв Родион 9 «Б»

129

Рябцева Александра9«Б»

30

Гончаров Дмитрий 9«Б»

130

Савкин Илья9«Б»

31

Зуев Николай 9«Б»

131

Собин Иван9«Б»

32

Ивченко Ольга 9«Б»

132

Тихомиров Кирилл9«Б»

33

Исаев Дмитрий 9«Б»

133

Дорожкин Денис 4 «Б»

34

Конах Ульяна 9«Б»

134

Якула Никита 4 «Б»

35

Кособуцкая Александра 9«Б»

135

Воронов Егор 4 «В»

36

Кучеренко Юрий 9«Б»

136

Бесолбасов Даниил 6 «А»

37

Марченко Никита 9«Б»

137

Глушень Станислав  3 «В»

38

Подобытько Анастасия 2 «А»

138

Лось Полина 3 «А»

39

Валюшко Кирилл2 «А»

139

Скорогод Алина 3 «Б»

40

Альховик Алиса 2 «А»

140

Дерябина Екатерина 3 «Б»

41

Шендюкова Регина 2 «А»

141

Голямова Ангелина 4 «В»

42

Колбунов Алексей 2 «А»

142

Прудников Никита 4 «А»

43

Валец Лариса 2 «А»

143

Дубовец Дарья 4 «А»

44

Мироевский Даниил 2 «А»

144

Полунин Андрей 8 «Б»

45

Митько Даниил 4 «В»

145

Емельянов Иван 8 «Б»

46

Николаев Михаил 1 «А»

146

Николаев Михаил 1 «А»

46

Ворнов Назар 6 «А»

147

Прудников Игорь 6 «Б»

47

Танана Константин 3 «А»

148

Ткачева Алина 5 «А»

48

Рябушко Ксения 2 «В»

149

Тимоховцев Алексей 5 «А»

49

Бадяй Дмитрий 4 «В»

150

Ткачев Роман 8 «А»

50

Малаховская Алиса 4 «В»

151

Лычкова Екатерина 4 «В»

51

Трубонос Полина 4 «В»

152

Баришева Ксения 1 «В»

52

Дубовец Дарья 4 «А»

153

Сапего Павел 1 «В»

53

Малиновская Ксения 4 «А»

154

Станкевич Кира 1 «В»

54

Гаганова Ксения 1 «А»

155

Хромов Матвей 1 «В»

55

Пещенко Руслан 1 «А»

156

Бердовская Юлия 7 «В»

56

Саук Валерия 2 «Б»

157

Бугаева Мария 7 «В»

57

Севастьянова Александра 2 «Б»

158

Горбачёва Дарья 7 «В»

58

Луцкович Егор 2 «Б»

159

Гулидина Кира 7 «В»

59

Фомичев Антон 2 «Б»

160

Дорожкина Анна 7 «В»

60

Зелинский Роман 5 «А»

161

Дорожкина Надежда 7 «В»

61

Король Евгений 5 «А»

162

Дроздова Виктория 7 «В» 

62

Никифоренко Дарья 5 «В»

163

Евтушенко Алексей 7 «В» 

63

Бадевич  Роман 7 «А»

164

Зенькович Максим 7 «В»

64

Грабенчук Дмитрий 7 «А»

165

Золотов Никита 7 «В»

65

Жешко Лада 7 «А»

166

Кожановский Павел 7 «В»

66

Казакова София 7 «А»

167

Лебедев Артём 7 «В»

67

Карповская Кира 7 «А»

168

Машлякевич Мария 7 «В»

68

Кипайкин Никита 7 «А»

169

Николаева Милена 7 «В»

69

Клецкова Марина 7 «А»

170

Полянский Илья 7 «В»

70

Кособуцкий Евгений 7 «А»

171

Пушкарева Елизавета 7 «В»

71

Макеев Артём 7 «А»

172

Севостьянова Виктория 7 «В»

72

Мальцева Янина 7 «А»

173

Серебрякова Виктория 7 «В»

73

Махонько Кира 7 «А»

174

Сироткин Станислав 7 «В»

74

Мороз Екатерина 7 «А»

175

Щербаков Владислав 7 «В»

75

Нестеренко Кирилл 7 «А»

176

Яцук Владислав 7 «В»

76

Новикова Дарья 7 «А»

 

 

77

Ожалас Кирилл 7 «А»

 

 

78

Пшевальский Павел 7 «А»

 

 

79

Анюховская Варвара 7 «Б»

 

 

80

Баранова Екатерина 7 «Б»

 

 

81

Бирюк Никита 7 «Б»

 

 

82

Буза Марк 7 «Б»

 

 

83

Гайсёнок Алексей 7 «Б»

 

 

84

Голубцова Виктория 7 «Б»

 

 

85

Давыдов Егор 7 «Б»

 

 

86

Керн Кирилл 7 «Б»

 

 

87

Кособуцкая Евгения 7 «Б»

 

 

88

Кохан Милана 7 «Б»

 

 

89

Крупеня Михаил 7 «Б»

 

 

90

Кухаренко Максим 7 «Б»

 

 

91

Макаренко Руфина 7 «Б»

 

 

92

Москалева Виктория 7 «Б»

 

 

93

Прохоров Евгений 7 «Б»

 

 

94

Путеев Никита 7 «Б»

 

 

95

Соколов Никита 7 «Б»

 

 

96

Сорокин Владислав 7 «Б»

 

 

97

Стреленко Виктория 7 «Б»

 

 

98

Сыропятова Людмила 7 «Б»

 

 

99

Чукина Софья 7 «Б»

 

 

100

Юхновец Кирилл 7 «Б»

 

 

 

Деревья чаще всего сажают для тени и красоты, но на самом деле у них еще множество полезных качеств. Зеленый шатер привлекает птиц, бабочек, насекомых, предлагая им кров и еду. Птицы едят насекомых, пчелы и бабочки пьют нектар и также кормятся на деревьях. Деревья перерабатывают диоксид азота, диоксид серы, озон, оксид углерода. Тень от листвы охлаждает воздух и уменьшает уровень смога на 6%. Деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Так что каждое посаженное вами дерево помогает дышать планете и лично вам.

В рамках проекта «Зеленая школа»в эту субботу в школе прошел республиканский субботник.

Учащиеся 1-11 классов ГУО «Средняя школа имени Д.Ф.Райцева» вместе с родителями приняли участие в акции «Посади дерево и высадили  на территории школы  саженцы  30 туй. Учащиеся постарше высадили  свыше 200 деревьев и кустарников на территории школы и на прилегающий территории микрорайона П.Бровки .

Кроме этого учащимися на территории ГУО «Средняя школа имени Д.Ф.Райцева» был создан дикий луг площадью более 0,5 га.

свернуть

Задание 1.13. Посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, нацпарк, памятник природы, если это территория, а не охраняемый объект)

Дата выполнения: 21.12-26.12.2020 г.

Цель: получить знания о задачах и деятельности ООПТ, ее структуре.

Работу выполнили  учитель Петрова О.Г., учащиеся 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классов

Список учащихся 6А класса

  1. Бесолбасов Даниил
  2. Боровик Ольга
  3. Босый Даниил
  4. Виноградова Дарья
  5. Виноградова Мария
  6. Воронов Назар
  7. Гаганов Антон
  8. Голубев Глеб
  9. Грибанов Дмитрий
  10. Карпова София
  11. Козловский Глеб
  12. Колонтаев Максим
  13. Конопелько Андрей
  14. Кравченков Арсений
  15. Кравченков Матвей
  16. Кулаков Степан
  17. Ларина Варвара
  18. Лобацкий Арсений
  19. Лукьянская Ирина
  20. Матвеев Алексей
  21. Недвецкая Ева
  22. Огризко Валерия
  23. Перепечин Артём
  24. Прудников Ставр
  25. Сухвал Полина
  26. Устинович Арсений
  27. Харевич Влада
  28. Цытович Илья
  29. Чувилин Георгий
  30. Яковицкий Арсений

 Список учащихся 6Б класса

  1. Аблецова Ангелина
  2. Акушевич Владислав
  3. Александрова Полина
  4. Алексеев Илья
  5. Башкова Софья
  6. Боган Алина
  7. Большакова Маргарита
  8. Быков Марк
  9. Голубев Иван
  10. Грудниская Юлия
  11. Гусаков Денис
  12. Даньков Никита
  13. Дащёнок Егор
  14. Диканов Кирилл
  15. Исаева Дана
  16. Крамок Елизавета
  17. Лазуко Роман
  18. Лукьянова Анастасия 
  19. Машлякевич Николай
  20. Прудников Игорь
  21. Псиков Виталий
  22. Пыпырев Дмитрий
  23. Рожкова Екатерина
  24. Савицкий Максим
  25. Синякова Ксения
  26. Скляренко Мария
  27. Филипенко Полина
  28. Фомичёва Дарья
  29. Якимов Матвей
  30. Яшко Полина

Список учащихся 6В класса

  1. Афонов Николай
  2. Богдевич Евгений
  3. Волков Артём
  4. Ворохобова Дарья
  5. Галузова Анастасия
  6. Горелов Дмитрий
  7. Гришанович Дарья
  8. Дегтяр Ксения
  9. Кинцурашвили Руслана
  10. Колошич Тимофей
  11. Кудристёнок Дмитрий
  12. Лисунов Александр 
  13. Лисунов Дмитрий
  14. Микодин Евгений
  15. Михайлова Мария
  16. Матвеева Дарья
  17. Николаева Дарья
  18. Овчинников Алексей
  19. Парфененкова Полина
  20. Пивоварчик Александра
  21. Плавинский Кирилл
  22. Путеев Артём
  23. Рандицкий Илья
  24. Симоненко Алексей
  25. Сончик Олег
  26. Тихонов Кирилл
  27. Тропец Полина
  28. Хохлач Алина
  29. Шершнёва Надежда

 

 

                           Лужеснянский дендропарк 

 

 Дендра́рий (от греч. δένδρο — дерево) — территория, отведённая под культивацию в открытом грунте древесных растений (деревьев, кустарников, лиан), размещаемых по систематическим, географическим, экологическим, декоративным и другим признакам. Дендрарии имеют научное, учебное, культурно-просветительское или опытно-производственное назначение. Обычно они размещаются при ботанических садах. Но в Витебском районе есть свой необычный дендропарк!

 Лужеснянский дендропарк — ботанический памятник природы в Беларуси, расположен на территории Лужеснянского государственного аграрного колледжа имени Ф. А. Сурганова в Лужесно Витебского района.

 Дендропарк  был заложен в 1974 году в честь освобождения БССР от фашистских захватчиков по инициативе преподавателя Николая Трофимовича Рожкова. Преподаватель, связываясь с ботаническими садами БССР, а также крупнейшими и известнейшими садами СССР - ЛенинградскимМосковскимНикитским, собрал богатейшую коллекцию. Целью основания дендропарка было создание зоны отдыха для местных жителей, а также практического ознакомления студентов колледжа с местной и иностранной флорой.

 Лужеснянский дендропарк занимает площадь 8,8 га в междуречье Западной Двины и устьевой части правого берега реки Лужеснянки. Территория разделена на 9 секций тропами и аллеями (кленовойлиповойлиственничнойберезовой и ясеневой).

 В начале 1997 года здесь насчитывалось более 250 видов древесно-кустовых и 32 вида цветочных многолетних растений, в том числе занесенных в Красную книгу Беларусипихта белаябархат амурский. В дендропарке, главным образом, растут местные виды: береза бородавчатаялипа мелколистная, клен остролистный, ольха сераявяз обыкновенный различные виды жасмина, а также интродуценты: дернсвидинакизилель канадская, орех грецкий, маньчжурскийчерныйсерыйЗибольда. Растет бук, который сейчас на территории Беларуси редко встретишь. Существует самая северная в республике посадка шелковицы белой.

 В центре создана небольшая горка и оформлен рокарий - место, где высажены растения, типичные для высокогорийДеревья высажены вдали от дорожек, а кусты - между группами деревьев или около дорожек. 

 Для вьющихся растений виноградадревогубца, каприофоли, луносемянника даурского установлены металлические опоры.

 При самом дендропарке создан коллекционный питомник для пополнения,  посадок и озеленения территории.

Кедры, плакучие ясени, сирень персидская и другие необычные виды деревьев и кустарников растут не только в дендрарии, но и по всей территории поселка. Особенно красивым дендропарк бывает весной, в период цветения, и осенью, в пору Бабьего лета. ВЛужесно есть и другие памятники природы - дуб, который сросся с ясенем, огромные валуны, принесенные сюда ледником.

Дендрарий в Лужесно -  это то место, которое хочется посещать, чтобы познать красоту родного края!

 

С 21.12 по 24.12 2020 в школе прошли экологические информационные минутки в 1-11 классах, посвященные охраняемой территории - Лужеснянскому дендропарку.

Учащиеся ознакомились с историей создания и уникальным биологическим разнообразием дендропарка.

x  – ветреница дубравная

х  – пихта белая

х  – кряква

Животные и растения Красной Книги Беларуси, встречающиеся на территории дендропарка в Лужесно:

Кряква

 

Пихта белая

 

Ветреница дубравная

 

 

свернуть